Мама Гремлина, Горыныча и Василисы (mama_gremlina) wrote,
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы
mama_gremlina

Category:

Человек Антония Сурожского (часть 1)

Эта книга - сборник нескольких бесед митрополита Антония со слушателями, я так понимаю по некоторым оборотам речи, что расшифрованных с аудиозаписи. Но тем и ценна, что ты как будто находишься в аудитории и слушаешь.
В конце почти каждой главы-беседы - вопросы людей и ответы.
Я попробую выписать наиболее яркие (для меня) цитаты. И некоторые прокомментировать, насколько мне хватит ума и такта. Цитаты курсивом, мое обычным прямым текстом.

Потому именно, что мы не необходимы, мы имеем некоего рода самобытность. Мы поставлены перед лицом Божиим в какой-то самостоятельности, между нами и Им может быть диалог. Не необходимы. Созданы не по необходимости, а от избытка. Не инструмент для существования мира, а что-то типа произведения искусства. Мотивирует. Но тогда:

Уместно вспомнить Иоанна Златоуста. Он ставит вопрос: где искать подлинный образ человека, - и отвечает, что не надо его искать в царских палатах и на престолах земных, а надо поднять очи свои к Престолу Господню, и одесную Бога и Отца мы можем узреть образ человеческий. Это не новая мысль, все об этом пишут: Он - идеал человечества, туда нужно стремиться, таким стать. Здесь эта цитата просто для связки со следующей:

Когда мы говорим о дисциплине, то думаем как нас порой зажимают в железные рукавицы. Но дисциплина происходит от слова "ученик", discipulus: это не только фактическое, но и внутреннее состояние того, кто стал учеником, кто хочет научиться и готов оставить свои собственные привычки, свои собственные мысли, свои собственные суждения и чувства, для того, чтобы слиться с большим умом, с более глубоким сердцем, с волей более совершенной. И только этим путем приобщения к большему человек делается свободным от меньшего.
Вот! Очень созвучно. Делать все, что заблагорассудится по первому зову плоти - это не свобода, это тюрьма. Свобода - не зависеть от мелкого ради стремления к большому. К чему - в предыдущей цитате.

Еще о свободе:
И вот таким образом Бог нас и ведет к сыновству, к тому, чтобы мы были детьми Его Царства через послушание, через свободу. Понимаете? Это почти синонимы. Быть дисциплинированным (в изложенном выше смысле) и быть свободным.
Свободен тот, кто совершенно любим и способен отвечать на любовь совершенной любовью

Это, как и многое другое, трудно принять, это кажется неестественным, противным человеческой природе на первый взгляд:
Естественный человек такого блаженства не хочет, естественный человек и такого Бога не хочет. И только потому, что Бог таким Себя явил, мы можем его таким знать. Выдумать такого Бога человек не захотел бы.

И вот в каждом откровении Божием, как в этом (это о заповедях блаженства), раскрывается о Боге что-то непонятное, непостижимое. Иначе сказать, Он дает нам познать что-то, за что мы можем уцепиться, и тут же перед нами раскрывается бездна непостижимости...
...Я знал мало, я познал что-то новое, как сочетать то и другое - не знаю...
... когда ты в чем-то уверен, спеши это ставить под вопрос...

Очень знакомые принципы, принятые в научном исследовании, только примененные к теологической области. А это вам не просто так, митрополит окончил биологический и медицинский факультеты Сорбонны между прочим.

...младенец веры может вырасти в полную меру, если он будет слушать своего собеседника - свой ум - и сличать возражения этого ума со своим внутренним опытом. Да, мы увидим, что очень часто мы - дети в вере, и нам надо стать взрослыми. Это к вопросу совместимости веры и науки. Дальше приводятся в пример великие святители, которые были одновременно и деятелями науки своего времени, и ничего им это не мешало, ни то этому, ни это тому.

Не бойтесь своих сомнений! Не бойтесь сомнений других! Не думайте, что это ставит под вопрос Бога, или небо, или землю, или человека, или науку. Это только вам говорит, что кафтан стал тесный, что вчерашнее мировоззрение начинает жать справа и слева, что тот образ, который ты создал себе о Боге и о мире, стал слишком мал для того опыта Бога и мира, который в тебе развился...
...Начинать с того, чтобы создавать окончательное свое мировоззрение - рано, потому что, для того чтобы построить свое мировоззрение, надо сначала иметь данные. Золотые слова.

Будь он просто справедлив, как хороший судья, какая была бы надежда? Вся надежда на Божию несправедливость, которая высказана в притче о работниках последнего часа.
Никто для Него не чужой, если даже некоторые от Него отчуждаются.

И это правда, я именно так всегда чувствовала. И об этом, кстати, в том числе, недавно прочтенная мной книга про Иуду.

...он может вернуться в отчий дом, но только как сын. Каким бы недостойным сыном он ни был, он никогда не сможет стать достойным наемником. Не получится договориться, бартерные отношения не работают. Либо сын/дочь, либо "я вас не знаю".

Можем ли мы достичь такой готовности, чтобы взять на себя предельный риск солидарности: или вместе быть спасенными, или вместе все потерять? А я думаю об этом все время. И пост годовалой давности про Ксению Петербуржскую и её мужа - об этом, но очень узко. А ведь в широком смысле, как может радоваться праведный, зная, что кто-то - там где скрежет зубовный?

В сущности, наше отношение ко всему созданному и ко всему историческому, культурному, научному процессу должно быть то же самое, что Божие отношение, то есть вдумчивое, любовное отношение. Поддерживаю! И здесь не о всецелом одобрении, нет, недостатки видеть можно, как мы видим их в любимых детях (я надеюсь), но любовь должна присутствовать. Ну, хотя бы не ненависть, что ли...

...нет такой области, такой отрасли, которая не могла бы быть свята в наших глазах и освящена верующим человеком. Тут бы поспорила, если честно, например, продажу наркотиков школьникам освятить трудно, но я думаю, тут не о конкретных говорится вещах, а об отрасли в целом. Те же наркотики освящены врачами-анестезиологами, например.

...я переживал изучение физики, химии, биологии, медицины как часть богословия". Истинно говорит! И я тоже, только изучение математик разного вида, и особенно - как венец научных методологий - теории систем. Насчет химий и физик вообще реально не понимаю, как можно видеть, изучая, системность и связь и допускать мысль, что нет Творца?.. Не-не, понимаю, понимаю. Когда только начал, дошел до какого-то момента, когда задачи решать уже умеешь, кое-какие связи видишь, считаешь себя спецом - ну, там можно не увидеть богословия. Теория и практика. Все объяснимо. А когда начинаешь копать сильнее и дальше, когда оно прорастает в другие сферы и области, в которые ты и представить себе не мог, когда все становится похоже на картину великого художника, вот тогда... Не зря среди известных священников много ученых, особенно биологов и врачей.

Мы должны принести в мир уверенность, что Бог не напрасно создавал людей. И о смысле немного. Помните, в самом начале? Мы не необходимы. Мы автономны и самобытны.

О восторженных неофитах:
...если увидишь новоначального, возносящегося на небо, схвати его за ноги и сбрось наземь, потому что чем выше он взлетит, тем больнее он ударится, когда упадет.

О приоритетах:
...твой сосед по келье просит чашу воды, оставь твою молитву и дай ему воду, потому что молитва - твое частное дело, а эта чаша воды - дело божественное"

О том, как узнать, на правильном ли пути:
...если внутреннему опыту сопутствует свет ума, теплота сердца, радость, чувство глубокого смирения и благодарности, можно думать, что этот опыт от Бога. Дьявол холоден: когда мы под его действием, мы вступаем в область мрака, холода, гордыни. Очень помогает ориентироваться, кстати, но это я и до книги давно уже знаю. Как и все люди, впрочем. Только некоторые думают, мол, мне грустно и плохо потому, что погода плохая и муж съел отложенное с вечера мое яблоко, а то, что я в это время фигню какую-то неполезную делаю для мира, это совпадение просто.

...то, что человек не приобрел веру, не значит, что он не подготавливает почву к тому, чтобы вере открылся какой-нибудь из его потомков. И через этого потомка он сам оправдается у Бога, потому что окажется той почвой, на которой могла вырасти эта вера
Обнадеживает и выглядит очень, очень правдоподобно!

И то, как Бог борется за это мироздание, бывает иногда для нас очень страшно, потому что, как только мы предаемся сатане, как только мы делаемся землей и плотью, Он разбивает все, что есть земля, плоть, благополучие, обеспеченность, потому что важны спасение и вечность. Не в том смысле, что Богу нет дела до нашего счастья, но наше счастье иногда является отравой и опьянением. В древности говорили: "Бог посетил нас". Это значило: трагедия вошла в нашу жизнь взамен мертвой, спокойной обеспеченности, которая является широкой дорогой, ведущей во дно адово, о чем говорил Христос. Это отец Антоний отвечает на вопрос, почему допущено, что была уничтожена Святая Русь. Но кажется, это применимо не только к этому вопросу...

Христиане делали сообща все то, что они могут по совести делать вместе, и не делали вместе только того, чего они не могут по совести вместе делать
Вот этому мне ещё долго учиться. Вместе делать - не совсем то, что я хорошо могу...

Художник должен иметь смелость в какой бы то ни было области действовать как художник. Если он пропитан своей верой, ему не нужно сличать с ней свое вдохновение.
Это очень хороший совет многим православным писателям и художникам :)
Да и прочим людям, работающим с творческой компонентой, даже учителям. Художнику не нужно рисовать на склоне холма горящие на солнце купола, вышедший из под его руки пейзаж сам будет говорить о Боге, без подсказок. Мне не нужно натягивать курс теории систем на примеры, пропитанные добром и светом, потому что вся наука и так о Нем говорит. Тем, кто способен услышать.

Каждый из нас представляет собой камушек, - но камушек, на котором держится вся мозаика.
Если проникнуться, то это такая таблетка от снобизма и инструмент для увеличения любви к человекам.

...и этим не была сокрушена Его вера в нас, потому что Он никого и ничего не создавал для погибели.
И тут тоже отзывается недавно прочитанная мною книга про Иуду

Как святой Тихон Задонский писал одному священнику: когда тебя люди хвалят, не отрекайся, потому что к тем добродетелям, которых у тебя ещё нет, они прибавят и смирение, которого совсем в тебе нет, но старайся стать таким, каким они тебя видят, ведь они так говорят, потому что в тебе прозрели то, что в тебе потаенно нет
А ведь бывает ещё, что хвалят за то, что ты считаешь не достоинством, а суетой или даже недостатком. Хвалят за хозяйственность - доктора физматнаук, за умение говорить нет и добиваться своего - человека, всю жизнь пытающегося нести добро и свет и наоборот... Но все равно важно услышать эту похвалу и применить её к себе. Раз похвалили - значит, то, от чего ты так старался избавиться, нужно и полезно. В том числе, возможно, для спасения и твоего, и их. Ну и смирение, да.

...должны поставить перед собой вопрос: да, в очень малой, может быть, но в какой-то мере и я Бога люблю, Бога знаю, хочу Богу следовать. Что я могу сделать под этим руководством? Как я могу перевести на язык современности и на язык моей частной жизни, обстоятельств, в которых я живу, те абсолютные правила, которые мне представлены словом или примером?
Любой камушек из мозаики может и должен сделать то, что от него зависит. И не так уж важно, что это будет именно: лекарство от рака, педагогическая система, книга о Боге или выложенное дворником опавшими листьями сердце в сером дворе многоэтажки.

...Вот что надо было бы сделать, а теперь постой и подумай: из этого что ты можешь сделать? На что у тебя хватит мужества, времени, возможностей, доброй воли?.. Мы потому часто не умудряемся сделать должное, что, вместо того, чтобы начать с победы над малым, хотим взяться за великое.
Истину глаголит. Если хочешь изобрести лекарство от рака, а можешь пока только сделать сердечко из листьев, делай сердечко. И учи фармакологию.

Таким образом, в основе всего нам надо воспринять веру Божию в нас, нам надо показывать, проявлять веру друг во друга, надо из этого научиться верить в себя и надеяться на все. Но верить в себя творчески, верить в себя с радостью, верить в себя разумно
Это резюме нескольких цитат выше. Хочется только отметить один ещё момент, связанный с верой в другого человека. Я думаю, что вера в другого человека не только словами "я в тебя верю, ты справишься" может выражаться, но и недоумением "как, ты до сих пор ещё этого не сделал?", причем может быть даже в большей степени... Тот, кто сказал первую фразу, признает, что ты даже не начинал ещё. Тот, кто сказал вторую - настолько в тебе уверен, в твоих способностях, что даже не сомневался, что ты уже давно справился. И вполне возможно, даже почти достоверно, что если бы ты верил в себя, как он, то и правда давно бы уже справился, а не сидел и не ныл
...из этого... может разгореться здоровая, настоящая любовь к самому себе: способность возлюбить в себе богоданную красоту, возлюбить в себе тот образ Божий, который так прекрасен - и который нами самими и другими людьми и обстоятельствами бывает так изуродован

Поэтому надежда наша ещё вот в чем: дай только волю Богу, позволь Ему действовать, будь Ему сотрудником - и все Его обещания исполнятся в тебе
Подтверждено фрагментами личного опыта

Это была первая половина книги, из текстов:
- О некоторых категориях нашего тварного бытия
- Об истинном достоинстве человека
- Святость
- Мы должны нести в мир веру
- У нас есть что сказать о человеке
- Вера божия в человека

Я хотела выписать сразу цитаты из всего сборника, но затянула настолько, что пару раз пришлось восстанавливать потерянный браузером хвост уже написанного текста. Лучше разделю сей эпохальный труд на две части :) А в перерыве немного о суете бытия попишу
Tags: конспекты, христианство
Subscribe

Posts from This Journal “конспекты” Tag

  • SBD. Игорь Манн

    И все-таки напишу и прокомментирую основные положения докладчиков мероприятия, на котором я была 3 июля. Обещала уложиться до отъезда, но не успела,…

  • Книга "Детский сад Монтессори". Практика

    Итак, завершаю описание методики Монтессори конкретными практическими способами её воплощения. Все общие возражения я уже сделала в первых двух…

  • Книга "Детский сад Монтессори". Теория

    Продолжение, начало здесь. Прямой текст - цитаты из книги (иногда сокращенные или переформулированные без потери смысла), курсив - мои комментарии.…

promo mama_gremlina january 13, 2019 20:01 37
Buy for 100 tokens
Весь Крым за 32 дня и около 10000 километров от дома до дома. Весь, за редким и незначительным исключением. Мы бы и весь объехали, но 32 дня не резиновые, а некоторые места такие прекрасные, что мы просто не могли заставить себя сорваться через одну ночь и ехать дальше... Я наконец созрела…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment