Мама Гремлина, Горыныча и Василисы (mama_gremlina) wrote,
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы
mama_gremlina

Category:

Как научить ребенка делать конспекты

Отвечу на вопрос от нескольких людей сразу, заданный в комментариях к предыдущему тексту

Ну, во-первых, все ребенки разные, и наверное, для разных ребенков методики должны действовать тоже неодинаково.

Но, во-вторых, есть одна методика, которая точно НЕ работает. Это составление плана. Мол, сначала план, а потом по нему - конспект. Но видите ли, это может сработать для пишущего студента или взрослого человека, которому надо просто сымитировать некую алгоритмическую деятельность для отчета, но который и так уже, прочитав текст, понимает, что в нем главное. И потому может составить план. По которому дальше написать конспект. Потому что конспект - это самое главное в тексте, а план - это как бы главное главного. И если ты видишь, что самое главное в главном, то ты уже знаешь, и что там главное, а значит, можешь писать конспект без плана. Странно, что эта простая мысль не приходила никому (кроме бедных школьников, которые честно пытались это делать) в голову.

И, в-третьих, как делала это я со своим ребенком Данилой. Предупреждаю, метод достаточно жесткий и трудозатратный для обоих сторон. И та сторона, которая учит, должна быть уверена, что она сама умеет качественно извлекать информацию.
1. Читает текст
2. Пишет конспект как может
3. Я читаю конспект и, указывая на фразы, которые не несут информации, заставляю объяснять, почему они лишние (что лишние, говорю сама). Потом заставляю прочитать конспект с вычеркнутым лишним и спрашиваю, все ли понятно будет человеку, который не читал текст, но читал конспект. Выясняется, что часть важной информации утеряна.
4. Пишет конспект ещё раз заново, с учетом разговора
Пункты 3-4 повторяются, пока не придет время ложиться спать (потому что идеального конспекта первые года полтора не будет).

Можно немного помочь себе и ему какими-то банальными правилами. Типа, если пишем конспект по истории, то должны в него попасть все упомянутые даты и фамилии. Если по математике - все ключевые формулы и определения. И так далее. Но в целом учить приходится именно так. Он читает и пишет - я проверяю и задаю вопросы, которые должны высветить проблемные места. Он переписывает - я проверяю. Он ещё раз переписывает - я проверяю.

Конспекты он у меня писал с третьего, кажется, класса по окружающему миру, когда возникли первые проблемы, а с пятого, когда подрос и окреп, и я решила, что навык извлечения информации первичен перед всеми остальными - по всем предметам в принципе, даже по русскому. Потом, где-то в конце седьмого, он сказал, что все понял и больше не будет мне приносить на проверку. Я согласилась, потому что к тому времени у него за все конспекты "на оценку" всегда стояли пятерки с плюсом.

Сейчас Данила выражает мне благодарность. Его одноклассники его конспекты передают из рук в руки. У него идеальное чутье на главные моменты, он никогда не вставляет лишнюю воду и никогда не упускает главное. И при этом у него идеальный почерк. Потому что переписывать несколько раз неудачно написанное я настойчиво предлагала ему не только в отношении конспектов по предметам в средней школе, но и в отношении прописей в началке. Я мать-зануда. Тогда он на меня злился. Сейчас гордится и радуется.

P.S. А когда ребенок научится делать связные короткие тексты, в которых содержится все, что написано в развернутом и громоздком исходном тексте, тогда можно подкинуть ему идею менять местами абзацы для повышения логичности изложения, строить таблицы и схемы, рисовать стрелочки, да и вообще заменять графикой связующие предложения, что приведет к возникновению системности мышления в узком смысле (по одной дисциплине). Но после этого будет уже легче "столкнуть" несколько дисциплин в его голове и дать понять, что они связаны все, абсолютно.
Tags: преподавательское, про Даньку, уменьшение энтропии
Subscribe

Posts from This Journal “преподавательское” Tag

  • Шокирую маленьких детей

    Веду уже две недели подготовительные курсы для поступающих в нашу школу мальчиков из четвертых и пятых классов обычных школ. Да, сама удивлена, но к…

  • У меня осталось

    Два дня (остаток сегодня и завтра) и пять программ (с оценочными материалами), три из которых - практики, это легко, а четвертую, которая по…

  • Про дипломников

    Традиционный пост июня. Надо бы, конечно, дождаться среды, когда защищаются два последних дипломника, но после среды я напишу в принципе про всю…

promo mama_gremlina may 21, 11:15 24
Buy for 100 tokens
Лето - это маленькая жизнь. От зеленого дыма в кронах деревьев до последнего одуванчика на газоне - каждую каплю лета нужно выпить, почувствовать каждый джоуль энергии солнца. Особенно здесь, у нас, где лето коротко и внезапно. Паровозик говорил, что можно опоздать на целое лето, не услышав, как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “преподавательское” Tag

  • Шокирую маленьких детей

    Веду уже две недели подготовительные курсы для поступающих в нашу школу мальчиков из четвертых и пятых классов обычных школ. Да, сама удивлена, но к…

  • У меня осталось

    Два дня (остаток сегодня и завтра) и пять программ (с оценочными материалами), три из которых - практики, это легко, а четвертую, которая по…

  • Про дипломников

    Традиционный пост июня. Надо бы, конечно, дождаться среды, когда защищаются два последних дипломника, но после среды я напишу в принципе про всю…