Знать определения, термины и формулировки, или понимать суть, решать задачи и уметь сформулировать своими словами? Имеет ли в принципе смысл на уроках наподобие математики (не говорю сейчас о физике и химии, там другое) устраивать зачеты именно по определениям и теоремам? Отвлеченно от их применения?
Я педагог, не знающий методики, не имеющий профильного образования.
И я считаю, что не только не имеет смысла, но и вредно!
Я уже 10 лет занимаюсь лечением тех, кто приходит ко мне из разных школ района и со стеклянными глазами оттарабанивает любую формулировку, начиная с "при сложении чисел с разными знаками складываются модули чисел и ставится их общий знак" и заканчивая формулировкой единственности и существования перпендикуляра к двум скрещивающимся. Но вот складывать отрицательные числа и решать задачи даже из примитивного учебника геометрии, не говоря уже о профильной 14 задаче, они не могут. Хотя они знают. Более того, у них за эти зачеты пятерки стояли...
Искренне считаю, что первично - понимание сути. Если человек не знает наизусть правила выделения целой части неправильной дроби, но решает в пятом классе не только 25/4, но и задачу типа (a+1)/a = 1 целая и 1/а, то он тему усвоил.
Их надо учить не теоремам наизусть. Их надо учить формулировать самостоятельно свои идеи. Их надо поощрять, когда они говорят определения, грамотно и корректно заменяя слова из учебника синонимами, меняя местами части предложения и так далее. Больше скажу, их надо просить сформулировать правило самостоятельно, ДО того, как оно будет дано под диктовку. Но ПОСЛЕ того, как будет "на пальцах" решено несколько задач.
В общем, я немного в печали. Что мы хотим от всех остальных наших школ? Если... если даже тут... Эх...
Не знаю, может, я тут чуши нанесла. Или, может, наоборот, банальности какие говорю. Но вот меня попросили первые недели свежим взглядом смотреть и быстрой рукой записывать то, что я вижу как совершенно новый в области человек. Я и записываю. Тут для себя, а потом резюмирую для попросивших. Посмотрим, что дальше будет. Если я ошибаюсь, я это увижу. Наверное.
Journal information