Мама Гремлина, Горыныча и Василисы (mama_gremlina) wrote,
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы
mama_gremlina

Categories:

Обидно, да?

В разгар сессии и защит дипломов, непосредственно накануне первой из них, директор моей школы позвонил и предложил подхватить мастерскую "Увлекательная математика", пять занятий по полтора часа по утрам, контингент - гости летней школы, пяти-шестиклассники(цы), программа - на мое усмотрение, отчетов не надо, полная свобода

Надо брать, решила я. Разумеется, надо брать! В отличие от ситуации, когда рабочему на заводе после 10-часовой смены предлагают поработать еще два, потому что Петрович не вышел, в данном случае эти дополнительные занятия - скорее отдых от всего остального, чем нагрузка. Ну и взяла.

Первое занятие состоялось вчера, в субботу.
Для затравки я принесла листочки с фигурами типа конверта, конверта в круге, трех пересеченных прямоугольников и т.д. Ну вы знаете, провести карандашом по всем линиям по разу, не отрывая от бумаги. На основе анализа, где и почему получается, а где нет, мы коллективно вывели теорему Эйлера. Потом поговорили про самого Эйлера и с чего теорема есть пошла, в том числе построили графовую модель тех самых мостиков и поговорили о моделях (и зачем вообще нужна математика) и отличии дискретного от непрерывного. А потом зацепились за слово теорема и обсудили отличие теоремы от аксиомы. На примере аксиомы о прямой через две точки и теоремы о равенстве двух треугольников по двум сторонам и углу между ними (вскользь договорившись о том, что такое точка, прямая, равенство, угол и прочее, а также использовав для доказательства аксиому, рассмотренную ранее).

Потом я предложила несколько задач на "выход за пределы парадигмы", типа зачеркни 9 точек четырьмя линиями не отрывая карандаша. И на основе них мы сошлись на том, что для математика это умение посмотреть со стороны, шире, чем дано в условиях - основное.

И в финале подсунула еще пару задач, одну с противоречивыми условиями, одну с избыточными, и мы поговорили, что и так тоже бывает, и что с этим делать.

Разумеется, я это все заранее придумала, и беседа только выглядела текущей свободно, а на самом деле у нее было заранее выкопанное русло. Хотя были и наводнения. Например, пару раз пришлось отвлечься на понятие измерения (и я сразу запланировала в перспективе уделить этому больше времени), кто-то начал вспоминать формулы площади и периметра, и про них тоже немножко обсудили, но в целом вода притекла именно туда, куда хотелось, и текла именно столько времени, сколько длилась мастерская.



Беседа шла великолепно, дети давали отдачу, я чувствовала ткань бытия и энергию понимания, и если в начале они сидели, настоятельно рекомендованные родителями на эту мастерскую, подставив кулаки под щеки, то к концу участвовали все, иногда перебивая друг друга. Руководитель отряда тоже присоединился, сидел и внимательно слушал.

Вчера вечером я поехала и купила материалы для следующих бесед, мячики для измерения объема разными способами, лазерную указку для измерения размеров стрелки часов на стене подобием (чтобы решить задачу, сколько километров пройдет крайняя точка минутной стрелки за месяц) и уже хотела начать подбирать олимпиадные задачи в контексте темы, но... позвонил директор и сказал, что в понедельник на мастерскую никто не записался.

И что это было?
Почему?
Я точно знаю, что им было интересно. И точно знаю, что им не было сложно, я всегда ориентируюсь на аудиторию, и мои беседы - это именно беседы, где реакция детей обуславливает то, что я скажу дальше...
Неужели дело в том, что в субботу я конкурировала с рисованием и выпиливанием, а в понедельник и дальше - с футболом и загадочной "магией роста"? Или все-таки в том, что моя математика оказалась недостаточно увлекательной...
Tags: Школа Горчакова, эх...
Subscribe

Posts from This Journal “Школа Горчакова” Tag

  • 4 июня

    Школьники-пятиклашки играли в викторину в честь окончания года. В среду они довольно неплохо написали контрольную, в четверг мы немного посмотрели на…

  • Всегда ли можно?

    Когда я пришла в школу (собственно, ради этого, как я понимаю, и было принято решение о дополнительном учителе), в 5 классе было несколько…

  • Тренируюсь на кошках

    Готовлю урок по геометрии для пятиклашек. Отступление: да, я добавила в последней четверти раз в неделю геометрию моим пятиклашкам. Вместо…

promo mama_gremlina may 21, 11:15 24
Buy for 100 tokens
Лето - это маленькая жизнь. От зеленого дыма в кронах деревьев до последнего одуванчика на газоне - каждую каплю лета нужно выпить, почувствовать каждый джоуль энергии солнца. Особенно здесь, у нас, где лето коротко и внезапно. Паровозик говорил, что можно опоздать на целое лето, не услышав, как…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “Школа Горчакова” Tag

  • 4 июня

    Школьники-пятиклашки играли в викторину в честь окончания года. В среду они довольно неплохо написали контрольную, в четверг мы немного посмотрели на…

  • Всегда ли можно?

    Когда я пришла в школу (собственно, ради этого, как я понимаю, и было принято решение о дополнительном учителе), в 5 классе было несколько…

  • Тренируюсь на кошках

    Готовлю урок по геометрии для пятиклашек. Отступление: да, я добавила в последней четверти раз в неделю геометрию моим пятиклашкам. Вместо…