Мама Гремлина, Горыныча и Василисы (mama_gremlina) wrote,
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы
mama_gremlina

Любшанская крепость

Попробую, пока лето не кончилось и не началась работа-работа-от-Федота-от-Якова-и-от-всякого, хоть сколько-то написать про наше маленькое, но очень нужное путешествие по Ленинградской, Вологодской области и Карелии.

31 июля мы выехали из дому утром, не сказать чтобы рано, но до обеда. Ехать было недалеко, мы собирались посетить Любшанскую крепость, что на южном берегу Ладоги, а потом остановиться недалеко от Нижней Шоткусы, там планировался осмотр остатков кирпичного завода и геологического памятника-разлома на берегу Свири, но... Наши путешествия традиционно начинаются не так, как мы планируем. То палатка протечет в первую ночевку, то багажник на крыше откроется на ходу, и все пенки-спальники по дороге раскидаются... В этот раз обошлось достаточно легко:

1) Любшанская крепость оказалась совсем не тем, на что мы рассчитывали
2) Нижняя Шоткуса оказалась не пригодной для стоянки, и пришлось пропускать геологию и кирпичный завод, чтобы успеть доехать до Видлицы

Но начать все равно надо по порядку. Поэтому о Любшанской крепости. При планировании поездки история крепости очень нас впечатлила. Я и раньше видела на туристических картах отметки, но так как место не очень удобное для "заехать по дороге", мы все время предпочитали что-то другое. Старую Ладогу. Новую Ладогу, дорогу жизни, Шлиссельбург - всегда находилось что-то еще не исследованное кем-то из семьи, но более пригодное для посещения проездом. Но в этот раз я решила непременно посетить крепость. И попыталась найти ее фотографии, чтобы показать капитану... но не нашла. И почему-то это меня не остановило, а должно было бы. 13 век! Крепость, обнаруженная только в 1960 году! Крепость, которую нарисовал Рерих на одной из картин интуитивно, когда еще ни о какой крепости и речи не шло! И мы поехали. По навигатору: навигатор знает куда ехать, как ни странно. Проехали поворот на Старую Ладогу (мы там были и все внимательно смотрели в позапрошлом году) и через минут восемь после этого были на месте и немного в недоумении.

Ну, во-первых, теперь на территории, где расположена крепость, находится база отдыха, я даже не буду называть ее по имени, чтобы не рекламировать. Сохраняя остатки совести, администрация разрешает парковать машины у забора базы (не заезжая внутрь) и пешком топать до места расположения остатков крепостных стен ("только недолго и по территории не ходите") по скромно притаившимся в неприметных местах указателям "Археология". Ну и в домике-рецепшен можно купить книжечку про реку Любшу, крепость Любшу и ее историю...

А во-вторых, от крепости мало что осталось. Даже на тех фотографиях из интернета, которые я смотрю сейчас, оформляя этот текст, остатки стен и курган-могильник выглядят намного более прилично. Сейчас крепость заросла травой и кустами, затоптана посетителями базы и местами даже разрисована. Не поднялась у меня рука фотографировать подробно, поэтому будут всего несколько фотографий, ну просто составить впечатление.

Сначала мы, конечно, ушли не туда. Потому что указателей "Археология" всего две штуки, и непосредственно на тропинку к остаткам крепости третьего указателя нет. На берег Любши мы вышли в итоге и раздражали недовольно провожающих нас взглядом отдыхающих в беседках людей с шашлыками своим туристическо-походным видом:

Любшанская 2

А потом, внимательно возвращаясь обратно, заглядывая во все тропинки, все-таки нашли несколько фрагментов древних стен:

Любшанская 3

Это я самые сохранившиеся показываю:

Любшанская 4

Идя по лесу, можно отследить периметр бывшей крепости. Но мы далеко не пошли, почему-то постеснялись затаптывать и далее ничем не огороженные камни. Но если вдруг кто-то захочет повторить наш подвиг, то вот она - тропинка, сворачивающая в лес с той дороги, куда приводят археологические указатели:

Любшанская 5

Прочитать про историю Любшанской крепости можно, например, тут. Не буду переписывать слово в слово, а на месте ничего нового "из первых рук" я не узнала...

Что же касается Нижней Шоткусы, "черной деревни", то вообще-то это классное место для палаточной стоянки, как окраины самой деревни (черного в ней только цвета домов, а так очень атмосферное приятное место), так и берег реки, куда мы и ехали. Но к тому дню, когда мы доехали до этого берега (почти доехали, примерно половину лесной дороги) в районе Шоткусы несколько дней шли непрерывные дожди, поэтому даже полноприводная Каравелла с опытным капитаном не рискнула ехать через наиболее низкое место и развернулась, чтобы лететь на восточный берег Ладоги.
Tags: Путешествие21, замки и крепости

Posts from This Journal “Путешествие21” Tag

• Варашев камень

И снова у меня есть претензии к карельскому отношению к своим достопримечательностям. Варашев камень! Созданный природой почти ровный куб…

• Село Видлица

Уютное, очень тихое и просторное место, гуляешь - как будто смотришь фильм без звука (что в моем случае было очень, очень, очень кстати). В Видлицу…

• Под Видлицей

Видлица - небольшое село в нескольких километрах от восточного берега Ладожского озера, на берегу одноименной реки, широкой и полноводной.…

promo mama_gremlina may 21, 11:15 24
Лето - это маленькая жизнь. От зеленого дыма в кронах деревьев до последнего одуванчика на газоне - каждую каплю лета нужно выпить, почувствовать каждый джоуль энергии солнца. Особенно здесь, у нас, где лето коротко и внезапно. Паровозик говорил, что можно опоздать на целое лето, не услышав, как…