Мама Гремлина, Горыныча и Василисы (mama_gremlina) wrote,
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы
mama_gremlina

Category:

Почему я стала математиком

Все уже приготовились читать, как я в школе спала с учебником Атанасяна под подушкой и мечтала поступить на физмат? А вот и нет. Все было не так.

В первом классе меня так вдохновила сама идея школьного образования, что дома я рассаживала своих резиновых зверюшек по паре на разложенные рядами открытки (парты) и учила их по выданным учебникам вперед (до конца года). У меня был журнал! У меня был двоечник ежик Игорь, которого я жалела и отличник медведь Михаил, которого не любили остальные звери. Доиграв до конца всех имеющихся учебников, я (устами младенца) сообщила родителям, что буду учителем. Родители не обрадовались и постарались меня отговорить, но в мои семь лет я их аргументы не восприняла и затаила мысль.
Математику в первом классе я не любила. А что там любить? Три плюс один? Буквы красивые рисовать - приятно. Природоведение всякое - интересно. А математика - одна скука. Даже пятерками хвастаться не хотелось. Почему-то домашние развлечения типа книг "Математическая смекалка" я с математикой не очень связывала.

Во второй половине школы родителям удалось убедить меня, что учительница - не вариант для будущей профессии. На примерах, так сказать. Я посмотрела на знакомых учительниц моих родителей, нагруженных тетрадями и донашивающих одно пальто пятнадцатый год (ха, кстати, у меня сейчас есть одно пальто, которому уже 15 лет, только что вспомнила, но оно лучше выглядит, чем пальто тех учительниц) и решила, что лучше я стану... следователем. Родители упали в обморок. А я купила конституцию и книжку по правоведению. Когда родители очнулись и начали отговаривать, я хитро съехала на обтекаемую профессию юриста. Но папа все равно был против. Потому что он знает многих юристов и считает, что эта профессия заставляет принимать нечестные решения. В общем, папа сказал - через его труп. А так как у него, напоминаю, очень много знакомых юристов, путь в соответствующий университет на соответствующую специальность был бы мне закрыт.

А любимым предметом в школе у меня была история. Интереснее предмета для меня не было. Возможно, это эффект личности великолепного учителя (Крылов Владислав Анатольевич, если вы меня когда-нибудь прочтете, то я до сих пор помню каждый урок и очень виновата, что историка из меня не вышло). Но, осознав, что юристом мне не быть, я сказала родителям, что буду историком. Возможно, историком-археологом. И это мое последнее слово.
Родители плюнули в мою сторону, развели руками и ушли пить чай. С коньяком и валерианкой. Но так как это был уже конец одиннадцатого класса, спорить не стали. Я купила несколько учебников по истории, взяла университетский список вопросов к экзамену с прошлого года и начала писать конспективные ответы. А, ну да, и школьный экзамен один из двух по выбору взяла историю. ЕГЭ тогда не было, это никак бы мне не помогло на вступительных, но я хотела потренироваться.

Но тут преподавательница кружка (по истории конечно, а как же) за заслуги (первое место на городской олимпиаде СПб, и вот это уже должно было помочь мне на вступительных) повезла троих своих учениц на модное новое развлечение - профессиографическое тестирование. И там умная машина сказала мне, что мне нужно работать с людьми, лучше всего в сфере образования. А направление мое - техническое, в идеале - математика. Фу, подумала я. Мне, историку - математику? Мне, интроверту - с людьми? Фигня ваша профессиография, подумала я и продолжила подготовку к исторической карьере.

Нет, с математикой у меня проблем не было. Если бы мне сейчас показали такого ученика и сказали, что он хочет быть историком, я бы поржала. Но тогда мне казалось, что история намного интереснее, потому что сложнее. А на математике учительница, заходя в класс, первым делом нейтрализовывала меня спецзаданиями на карточках. Чтобы я не зевала, не валялась театрально на парте и не демотивировала класс, а сидела и решала свои собственные задачки. Ну, я и решала. Как сканворды на пляже, почему бы не порешать. Они для меня (я не понтуюсь, это действительно всегда было и есть так) одинаковой сложности были. И интересности тоже.

А дальше начинается самый забавный эпизод моей биографии. Письменный по математике оказался гораздо легче и скучнее тех "сканвордов", что выдавала мне учительница. Я решила его за полчаса, причем пару задач - какими-то внешкольными способами, как потом выяснилось (ну, я же все объяснения школьных прослушала, решая свои "сканворды", понятно же). Устный по истории сдала на пять. Ответы на вопросы к экзамену дописала. К сочинению не готовилась, английского тоже не очень опасалась. В общем, отнесла документы и села дома ждать первого экзамена.

Было лето, расслабуха, медаль, прекрасная погода, облегчение от осознания того, сколько отвратительных мне лиц я больше никогда не увижу... И когда в один прекрасный (сейчас я отчетливо понимаю, что это был прекрасный) день я проснулась около двух часов дня и поняла, что сегодня надо было ехать сдавать первый экзамен... в общем, я почему-то даже почти не расстроилась. Будильник был установлен, но я его проигнорировала. Родители то ли сами забыли, то ли специально не напомнили (хм, а может, они и будильник тоже... того?)

В общем, встал острый вопрос, а куда теперь? Я-то думала, просто поменяю ВУЗ, оставив специальность, но выяснилось, что прием документов почти везде уже закрыт. Остался только ВУЗ, с которым был договор у нашей школы. Мы ездили туда на курсы всем классом раз в неделю (бесплатно) и все три преподавателя (русский, физика и математика) уговаривали меня обязательно-обязательно к ним поступать. Именно этот ВУЗ ещё принимал документы, самый длинный у него период приема в нашем городе. Туда-то я и поехала. Там выяснилось, что единственная специальность, которая не связана с железными дорогами - программирование (и это тоже было прекрасно, потому что теперь наш ВУЗ выпускает и психологов, и экономистов, страшно подумать, что было бы, если бы эти специальности попались мне тогда). И я отдала документы в группу ПВТ (программное обеспечение вычислительной техники и автоматических систем управления).

Ну, поступила. Три пятерки и медаль. Думала, поучусь годик, а там посмотрим, может, перепоступлю. Но годик прошел, и мне понравилось. Выяснилось, что математика может быть сложной и интересной. Выяснилось, что есть аналитическая геометрия (моя любовь и нежность). Выяснилось, что моделирование - это тоже математика. И программирование как-то хорошо пошло, оно тоже оказалось совсем не таким, как в школе. В общем, я осталась на второй курс. Так меня догнал второй совет профессиографа, о техническом направлении деятельности. Но я по-прежнему недоумевала насчет первого (про работу с людьми) и очень радовалась, что это уж точно не про меня. Профессия программиста работу с людьми, к счастью, не предполагала.

Но, заканчивая последний курс, я с удивлением обнаружила, что вокруг меня кругами ходят две кафедры - высшей математики и информационных систем. Была ещё третья, но быстро отстала, не выдержав конкуренции. Кафедры хотели меня преподавателем. И тут я с удивлением обнаружила, что вообще-то работа учителя необязательно предполагает сумки с тетрадками и рваное пальто. Университетский препод может проверять работы в электронном виде, а на пальто зарабатывать на второй работе. И я согласилась. Осталась в аспирантуре и ассистентом (параллельно с работой программистом в отделе AI одной фирмы, разрабатывающей компьютерные игры). Так меня догнала работа с людьми и детская игра в учителя.

Выбор кафедры определился выбором научного руководителя аспирантуры: высшая математика. Так меня догнала математика. Я там уже 12 лет (только кафедру потом поменяла на "Математику и моделирование") и ни капельки не жалею.

В общем, профессиографическое исследование - это вещь :)
Всем родителям взрослеющих школьников очень рекомендую, личным примером доказано, что машинка не ошибается, даже если сам испытуемый собирается совсем в другую сторону.

P.S. А свои исторические амбиции я реализовала, сдав на сертификат экскурсовода. И даже заработав на этом в студенчестве определенные копеечки, не раз помогавшие купить хлеба к присланному свекровью салу
Tags: жизнь, история, математика
Subscribe
promo mama_gremlina january 13, 2019 20:01 37
Buy for 100 tokens
Весь Крым за 32 дня и около 10000 километров от дома до дома. Весь, за редким и незначительным исключением. Мы бы и весь объехали, но 32 дня не резиновые, а некоторые места такие прекрасные, что мы просто не могли заставить себя сорваться через одну ночь и ехать дальше... Я наконец созрела…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments