В первом классе меня так вдохновила сама идея школьного образования, что дома я рассаживала своих резиновых зверюшек по паре на разложенные рядами открытки (парты) и учила их по выданным учебникам вперед (до конца года). У меня был журнал! У меня был двоечник ежик Игорь, которого я жалела и отличник медведь Михаил, которого не любили остальные звери. Доиграв до конца всех имеющихся учебников, я (устами младенца) сообщила родителям, что буду учителем. Родители не обрадовались и постарались меня отговорить, но в мои семь лет я их аргументы не восприняла и затаила мысль.
Математику в первом классе я не любила. А что там любить? Три плюс один? Буквы красивые рисовать - приятно. Природоведение всякое - интересно. А математика - одна скука. Даже пятерками хвастаться не хотелось. Почему-то домашние развлечения типа книг "Математическая смекалка" я с математикой не очень связывала.
Во второй половине школы родителям удалось убедить меня, что учительница - не вариант для будущей профессии. На примерах, так сказать. Я посмотрела на знакомых учительниц моих родителей, нагруженных тетрадями и донашивающих одно пальто пятнадцатый год (ха, кстати, у меня сейчас есть одно пальто, которому уже 15 лет, только что вспомнила, но оно лучше выглядит, чем пальто тех учительниц) и решила, что лучше я стану... следователем. Родители упали в обморок. А я купила конституцию и книжку по правоведению. Когда родители очнулись и начали отговаривать, я хитро съехала на обтекаемую профессию юриста. Но папа все равно был против. Потому что он знает многих юристов и считает, что эта профессия заставляет принимать нечестные решения. В общем, папа сказал - через его труп. А так как у него, напоминаю, очень много знакомых юристов, путь в соответствующий университет на соответствующую специальность был бы мне закрыт.
А любимым предметом в школе у меня была история. Интереснее предмета для меня не было. Возможно, это эффект личности великолепного учителя (Крылов Владислав Анатольевич, если вы меня когда-нибудь прочтете, то я до сих пор помню каждый урок и очень виновата, что историка из меня не вышло). Но, осознав, что юристом мне не быть, я сказала родителям, что буду историком. Возможно, историком-археологом. И это мое последнее слово.
Родители плюнули в мою сторону, развели руками и ушли пить чай. С коньяком и валерианкой. Но так как это был уже конец одиннадцатого класса, спорить не стали. Я купила несколько учебников по истории, взяла университетский список вопросов к экзамену с прошлого года и начала писать конспективные ответы. А, ну да, и школьный экзамен один из двух по выбору взяла историю. ЕГЭ тогда не было, это никак бы мне не помогло на вступительных, но я хотела потренироваться.
Но тут преподавательница кружка (по истории конечно, а как же) за заслуги (первое место на городской олимпиаде СПб, и вот это уже должно было помочь мне на вступительных) повезла троих своих учениц на модное новое развлечение - профессиографическое тестирование. И там умная машина сказала мне, что мне нужно работать с людьми, лучше всего в сфере образования. А направление мое - техническое, в идеале - математика. Фу, подумала я. Мне, историку - математику? Мне, интроверту - с людьми? Фигня ваша профессиография, подумала я и продолжила подготовку к исторической карьере.
Нет, с математикой у меня проблем не было. Если бы мне сейчас показали такого ученика и сказали, что он хочет быть историком, я бы поржала. Но тогда мне казалось, что история намного интереснее, потому что сложнее. А на математике учительница, заходя в класс, первым делом нейтрализовывала меня спецзаданиями на карточках. Чтобы я не зевала, не валялась театрально на парте и не демотивировала класс, а сидела и решала свои собственные задачки. Ну, я и решала. Как сканворды на пляже, почему бы не порешать. Они для меня (я не понтуюсь, это действительно всегда было и есть так) одинаковой сложности были. И интересности тоже.
А дальше начинается самый забавный эпизод моей биографии. Письменный по математике оказался гораздо легче и скучнее тех "сканвордов", что выдавала мне учительница. Я решила его за полчаса, причем пару задач - какими-то внешкольными способами, как потом выяснилось (ну, я же все объяснения школьных прослушала, решая свои "сканворды", понятно же). Устный по истории сдала на пять. Ответы на вопросы к экзамену дописала. К сочинению не готовилась, английского тоже не очень опасалась. В общем, отнесла документы и села дома ждать первого экзамена.
Было лето, расслабуха, медаль, прекрасная погода, облегчение от осознания того, сколько отвратительных мне лиц я больше никогда не увижу... И когда в один прекрасный (сейчас я отчетливо понимаю, что это был прекрасный) день я проснулась около двух часов дня и поняла, что сегодня надо было ехать сдавать первый экзамен... в общем, я почему-то даже почти не расстроилась. Будильник был установлен, но я его проигнорировала. Родители то ли сами забыли, то ли специально не напомнили (хм, а может, они и будильник тоже... того?)
В общем, встал острый вопрос, а куда теперь? Я-то думала, просто поменяю ВУЗ, оставив специальность, но выяснилось, что прием документов почти везде уже закрыт. Остался только ВУЗ, с которым был договор у нашей школы. Мы ездили туда на курсы всем классом раз в неделю (бесплатно) и все три преподавателя (русский, физика и математика) уговаривали меня обязательно-обязательно к ним поступать. Именно этот ВУЗ ещё принимал документы, самый длинный у него период приема в нашем городе. Туда-то я и поехала. Там выяснилось, что единственная специальность, которая не связана с железными дорогами - программирование (и это тоже было прекрасно, потому что теперь наш ВУЗ выпускает и психологов, и экономистов, страшно подумать, что было бы, если бы эти специальности попались мне тогда). И я отдала документы в группу ПВТ (программное обеспечение вычислительной техники и автоматических систем управления).
Ну, поступила. Три пятерки и медаль. Думала, поучусь годик, а там посмотрим, может, перепоступлю. Но годик прошел, и мне понравилось. Выяснилось, что математика может быть сложной и интересной. Выяснилось, что есть аналитическая геометрия (моя любовь и нежность). Выяснилось, что моделирование - это тоже математика. И программирование как-то хорошо пошло, оно тоже оказалось совсем не таким, как в школе. В общем, я осталась на второй курс. Так меня догнал второй совет профессиографа, о техническом направлении деятельности. Но я по-прежнему недоумевала насчет первого (про работу с людьми) и очень радовалась, что это уж точно не про меня. Профессия программиста работу с людьми, к счастью, не предполагала.
Но, заканчивая последний курс, я с удивлением обнаружила, что вокруг меня кругами ходят две кафедры - высшей математики и информационных систем. Была ещё третья, но быстро отстала, не выдержав конкуренции. Кафедры хотели меня преподавателем. И тут я с удивлением обнаружила, что вообще-то работа учителя необязательно предполагает сумки с тетрадками и рваное пальто. Университетский препод может проверять работы в электронном виде, а на пальто зарабатывать на второй работе. И я согласилась. Осталась в аспирантуре и ассистентом (параллельно с работой программистом в отделе AI одной фирмы, разрабатывающей компьютерные игры). Так меня догнала работа с людьми и детская игра в учителя.
Выбор кафедры определился выбором научного руководителя аспирантуры: высшая математика. Так меня догнала математика. Я там уже 12 лет (только кафедру потом поменяла на "Математику и моделирование") и ни капельки не жалею.
В общем, профессиографическое исследование - это вещь :)
Всем родителям взрослеющих школьников очень рекомендую, личным примером доказано, что машинка не ошибается, даже если сам испытуемый собирается совсем в другую сторону.
P.S. А свои исторические амбиции я реализовала, сдав на сертификат экскурсовода. И даже заработав на этом в студенчестве определенные копеечки, не раз помогавшие купить хлеба к присланному свекровью салу
Journal information