Мама Гремлина, Горыныча и Василисы (mama_gremlina) wrote,
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы
mama_gremlina

Category:

Если бы я была...

Заведующим кафедрой. Или хотя бы его заместителем по учебной работе.

В процессе очистки телефона от лишних файлов случайно удалила диктофонную запись с заметками на вышеуказанную тему. И подумала, что это хороший повод переписать по горячим следам эти заметки сюда, пока я их ещё более-менее помню. Тем более, что всю прошлую неделю я воевала с рабочими программами по трем моим дисциплинам. Война шла с переменным успехом, я пыталась внести творчество и красоту, а ответственный за учебные программы объяснял мне, в чем я не права и куда по мнению разработчиков стандартов я должна засунуть творчество. И красоту. Вместе с адекватностью.

Итак, если бы я была замзавкаф по учебной работе:

1. Я бы собирала учебные программы и вообще методические комплексы от преподавателей в свободном формате. Как им хочется. Давала бы список того, что надо (список лабораторных, содержание лекций, литература по курсу и т.д.) и пусть пишут как хотят. А потом сама (или, что логичнее, руками секретаря, который, по-хорошему, и должен выполнять эту работу) загоняла бы эту красоту в предложенный разработчиками форматов формат. И если формат поменялся бы на следующий год, а программа преподавателя не поменялась бы, то я бы его и не трогала. Взяла бы и сама (или руками секретаря) переформатировала бы её, как положено по разумению вышестоящих бездельников. Преподаватель должен учить, писать статьи и учебники. Выбирать подходящие предложения из ФГОС и копировать их в файл с программой должен секретарь. Да, секретарь должен обладать достаточной компетенцией для этого и интересоваться не только разведением фиалок, но и предметной областью своей кафедры. Поэтому сразу второй пункт:

2. Вместо трех-четырех секретарей, которые не справляются с работой одного вменяемого человека, я бы попробовала использовать одного вменяемого человека. Который умеет печатать на клавиатуре со скоростью более, чем два символа в минуту и понимает, чем математика отличается от программирования. Возможно, с этой работой замечательно справлялись бы текущие аспиранты или магистры. Надо подумать. Ну и пусть текучка, зато они-то уж точно компетентны и старательны были бы. Я очень люблю наших секретарей, но... работать же тоже кому-то надо!

3. Я бы перевела на официальные рельсы фактическую ситуацию с нашими магистрами. У них вообще-то очное обучение. Но они работают в офисах. Поэтому договариваются с преподавателями о заочной работе, встречаются с ними раз в месяц для обмена выполненного на новое задание (и то не все). Ну так почему бы не оформить болонскую систему в её полном объеме, раз уж мы переняли этот несчастный подсчет набранных баллов? Пусть у магистров будет четыре раза в семестр пять дней бодрых лекций по четверти дисциплин (раз в месяц любой работодатель на полдня отпустит, тем более если эти лекции организовать во второй половине дня), а потом - заочная деятельность. И все это сугубо официально, а за прогулы - анальные кары.

4. Я бы собирала преподавателей на заседания кафедры не для того, чтобы сожрать пирог на 8 марта, а для того, чтобы выяснить, что именно каждый из них читает обучающимся. И как это увязать между собой. Чтобы на очной ставке объяснить одному пожилому профессору, что не надо повторять чтение сетей Петри в своем курсе, если другой пожилой профессор уже их прочел в своем. Да, даже если это единственное, что они оба знают. Нет, если это в самом деле единственное, то читать курс должен попросту другой человек. И не страшно, если он не профессор. Да пусть хоть ассистент.

5. Я бы пользовалась составленными учебными программами не только для того, чтобы заткнуть жадный рот бюрократического аппарата ВУЗа, но и чтобы на их основе составить граф очередности чтения дисциплин. И мне было бы насрать, если бы она не совпала со спущенной сверху. Мы все равно меняем содержание курсов по желанию читающих профессоров, почему бы не поменять их последовательность в соответствии с логикой и справедливостью?

6. Я бы нашла способ междисциплинарного взаимодействия. И настоятельно рекомендовала бы преподавателям не пренебрегать им. Например, мы с коллегой ведем параллельно смежные дисциплины, я - теорию информационных систем, он - теорию баз данных. И студенты делают курсовой (по программе курсового нет, поэтому они делают пять лабораторных работ, объединенных единой целью и смыслом): информационную систему с базой данных. Это уже не совсем игрушечное поделие. Это серьезная работа. Да, по каждой дисциплине такое не сделаешь, семестр не резиновый. Но если оно идет в зачет сразу по двум, а то и по трем - вполне. Полезно, понятно, нужно, серьезно. Студентам, если они мотивированные, даром не сдались эти лабораторные работы типа "напишите цикл, вычисляющий сумму первых 100 простых чисел". Студенты хотят понимать, зачем они изучают все это, как это можно применить на практике.

7. На летнюю практику перед выпускным курсом студенты уходили бы с четко сформулированной темой диплома и однозначно выбранным руководителем. Летняя практика была бы привязана к этой теме. Весь следующий год хотя бы раз в месяц я бы организовывала хотя бы полуторачасовые семинары-обсуждения прогресса создания дипломов/магистерских работ, на которых обязаны были бы присутствовать руководители.

8. Процесс выбора темы диплома и руководителя тоже хорошо бы организовать открыто и явно. Например, собрать всех в сентябре, потенциальных руководителей и будущих дипломников, запереть в аудитории и запретить выходить, пока не разобьются на творческие коллективы и не родят название. Не так жестоко, конечно, но что-то в этом роде необходимо.

9. Ах да, и план выполнения работ по созданию диплома/магистерской работы. Эта ужасная дикая вещь, которую я помню по аспирантуре и которую надо было сдавать каждые полгода... И которая невыносимо отвлекала от, не поверите, диссертации, которую должна была помогать писать. В общем, план выполнения нужен. Но составлять его и следить за его выполнением для магистра (который по сути ещё маленький щеночек в холодном озере науки) должен руководитель. Форма может быть любая. Если вышестоящим нужны будут отчеты по планам в некотором стандартном формате, то на то есть секретари.

10. Учебные программы (в свободном формате, красивые и творческие, не те, которые я бы сдавала вышестоящим), планы и их выполнения (а по хорошему ещё и сборники статей, в которых есть статьи наших преподавателей и студентов) должны в распечатанном виде лежать в общедоступном месте кафедры. Чтобы каждый на перемене мог подойти и посмотреть, что читает профессор N в параллельном курсе. Чтобы не повторяться. Или, наоборот, чтобы сделать отсылку и усилить важное понятие, посмотрев на него с другой стороны, взглядом из другой дисциплины.

Хватит пока. Это то, что можно сделать прямо сейчас, не нарушая текущего процесса, не заморачиваясь сильно с реорганизацией. Буквально на коленке. И мне наивно кажется, что это могло бы помочь. Я наверняка что-то забыла, потому что звуковой файл на телефоне был большоооой, я его несколько дней наговаривала...
Так что помогайте мне, дорогие преподаватели и другие адекватные люди, буду дополнять :)
Tags: выскажусь, кафедра, преподавательское
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments