?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Отдаю ещё один долг мирозданию (давно собиралась). glebarhangelsky - один из первых наших гуру тайм-менеджмента. Уже два года я пользуюсь его ежедневниками, удобные. Жаль, нет таких же малого карманного формата (кстати, Глеб Алексеевич, может, уважите слабосильных теток, издадите в следующем году блокнотики поменьше?). Строго говоря, идеи и концепции можно прочитать и без меня, в интернете их полно, например, в вышеупомянутом блоге. Но вдруг кому-то интересна моя интерпретация и результаты использования?

1. Долгосрочное (стратегическое) планирование

В начале года (календарного, учебного, со дня рождения или как удобно) следует поставить ключевые цели на год (личные и рабочие, не пренебрегая ни тем, ни другим). Целей не должно быть много. Пять плюс-минус две, но самые важные. Формулировка должна быть конкретной, результат достижения - измеримым. Результато-ориентированными формулировками мы настраиваем себя на достижение результата и приближаем его.

Планирование дня надо начинать со взгляда на список ключевых целей. Какой шаг я могу сделать сегодня, чтобы достичь их? Этот шаг - главное дело дня. Его нужно сделать обязательно, нельзя дать мелочам вытеснить его.

Список глобальных целей следует хотя бы раз в месяц проверять на актуальность и корректировать.

Ну что, не зря я начала именно с этого пункта. По моим ощущениям оно работает, и работает именно так, как описано. Если каждый день делать шаг в сторону цели, то рано или поздно дойдешь. А не дойдешь, так подберешься поближе, может, там хотя бы теплее и светлее будет. Или можно будет докричаться до тех, кто там, чтобы пришли и забрали. В общем, движение - жизнь.

Помимо ключевых целей на год полезна карта долгосрочных целей на ближайшие три-пять лет. Цели формулируются предельно кратко. Здесь важно не ограничивать себя в масштабе и отличать "родные" цели от "навязанных" обществом, начальством, семьей. Родные цели несут в себе энергию для выполнения, а навязанные оставляют выжженный пустырь и ощущение бессмысленности бытия

Практикую с этого года. Замахнулась на несколько масштабнейших проектов (а почему бы и не помечтать) и... один из них уже начал реализовываться! Зато другой уже отвалился без вариантов (но если бы не запланировала, не стала бы узнавать и наводить справки - до сих пор бы строила воздушные замки, тратя на это ресурсы и эмоции). Так что рекомендую, очень помогает прояснить дорогу. Словно берешь бинокль и рассматриваешь, что там дальше. В пути очень полезный инструмент, по сравнению со стратегией "тупо ломиться вперед, сшибая стены"

Основные цели визуализируйте, пусть будут перед глазами.

Я пока дозрела только плана на ближайшие два месяца на стене. Вырезать фотографии яхт и девушек в деловых костюмах (я на будущей руководящей должности, например) и вешать на холодильник - это пока не для меня, отдает сектой.

2. Планирование дня

Помимо дел, имеющих конкретное время (встречи, лекции, мероприятия), каждый день надо делать:
- главное дело дня (см. выше)
- неприятное, долго откладываемое дело, которое можно сделать быстро (лягушку). Если начать день с уничтожения лягушки, то потом все остальное будет уже легче. Для лягушек можно завести отдельный список и с наслаждением их оттуда вычеркивать. Можно выбирать лягушку бросанием кубика - игра.
- кусочек большой задачи, которую невозможно сделать за день (слона). Планировать выполнение кусочка надо предельно конкретно (не "написать кусок диссертации", а "внести в обзор результат анализа из трех источников"). Слонов тоже можно хранить в отдельном списке. Кроме того для каждого слона полезна схема "разделки". В ней можно заштриховывать выполненное. И ещё надо стараться фиксировать хронометраж потраченного на слонов, стараясь увеличивать еженедельно выделенное на них время
- приятное дело, радость. Радостью должно быть что-то, что придает сил, увеличивает ресурс. Рационального смысла они не несут, но очень важны, потому что помогают с новыми силами и восстановленной мотивацией. Это может быть хобби, неспешная прогулка, общение с подругой, да что угодно!

Планировать и выполнять главное дело, повторюсь, полезный навык. С лягушками у меня не так все прекрасно. У них есть два неприятных свойства: они либо быстро кончаются, и я в мучениях рожаю мысль, что бы такого неприятного сделать, либо не занимаются фитнесом разрастаются до размеров слона, и за один день такую не уничтожишь... Так что лягушку я решила не считать обязательным атрибутом дня. В ежедневнике вместо неё в отведенном для неё месте я зачастую пишу либо ещё одно главное дело, либо ещё один кусок слона. Слона пишу каждый день, но в отличие от главного дела, не всегда выполняю. Часто бывает, что вместо одного маленького кусочка каждый день я сажусь в выходные и делаю все сразу. Психология дедлайна, чо уж... А вот приятное дело я планирую каждый день, и каждый день его делаю. В жизни должно быть счастье независимо от того, насколько я была эффективна сегодня. Иногда это единственный пункт ежедневника, который я выполнила, ну и пусть, зато я спокойна и психически стабильна :)

Жесткие, привязанные ко времени дела, не должны занимать более, чем 50-60% рабочего времени, остальное должно остаться свободным для гибких задач (надо сделать сегодня, но неважно, когда) и форс-мажоров. Гибкие задачи в свободное время надо выполнять в порядке приоритета. Если гибкое дело не привязано не только ко времени, но и вообще ко дню, его можно запланировать на текущую неделю и сделать в любой день.

На все 100! По опыту, если жестких дел слишком много, то день, конечно, проходит суперэффективно, даже присесть некогда, все дела, дела. Но к концу дня оглядываешься - что сделал? Да ничего не сделал почти, промо,тался как грызун, устал, как лошадь, а где шаг к цели? Где радость? Нету. Свободное время должно быть. Другое дело, что его надо тратить не на телевизор и прочие способы убийства личности, а на другие дела. Дела, которые нравятся, которые давно надо сделать, которые поднимают тебя на ступеньку выше

В конце дня нужно оглянуться и записать главное событие дня. Рядом записать ценность (успех, семья, красота, признание и т.д.), соответствующую этому событию. Каждую неделю - выбрать главное событие недели. В конце года эти 52 события помогут осознать, что на самом деле является важным. Потом с этими ценностями можно будет сверять планирование.

Также в конце дня следует подвести итоги, а невыполненные дела перенести на следующие дни. Архангельский предлагает оценивать каждый день по пятибалльной шкале. Идеальных дней не бывает, но к идеалу надо стремиться.

Записывать главное событие дня я стараюсь. Но все мы понимаем, что бывают дни, когда таких событий просто нет. Их мало, но они бывают. Все как всегда. Писать в ежедневник что-то типа "я сходила в фитнес" или "сварила вкусный суп" мне не хочется. А события типа "ребенок придумал интеграл по поверхности" бывают не каждый день. Кроме того, часто бывает несколько главных событий, совершено для меня равнозначных, но из разных областей. Мой сын сказал новое слово, мне предложили стать дипломным руководителем, и я увидела на весах число, начинающееся с 58. Что из этого важнее? Ну и наконец, ценность. С этим у меня прямо беда. Событие с предложением вместе писать диплом - это успех? Признание? Сын сказал первое слово - это семья или любовь? А может, все-таки успех?
В общем, события-то я пишу, правда, зачастую не одно, а несколько. А ценности к ним не привязываю, от этого мне стресс один и никакого удовольствия.
Итоги я подвожу в конце недели, каждый день мне жалко на это времени. По пятибалльной шкале себя не оцениваю, вот ещё. И не согласна с утверждением, что идеальных дней не бывает. У меня-то да не бывает? Ещё как бывают!


Многие задачи (в том числе главные дела, лягушки и слоны) привязаны к контексту. Можно составить списки людей, мест и проектов, над которыми работаешь, и тогда каждую задачу можно привязать к человеку, месту или проекту, и во время встречи с человеком, посещении места или работы над проектом можно заглянуть в привязанные задачи и многие из них тут же, не отходя от кассы, и решить. Можно составить ещё несколько подобных списков контекстов: друзья, филиалы, поставщики, у кого на что фантазии хватит, а эти списки ещё разбить на подсписки и т.д, и т.п...

До такого уровня перекрестного планирования я не доросла. Здесь мне ощутимо не хватает программного обеспечения. Может, отловлю какого-нибудь студентика, напишем диплом - мобильное приложение, и тогдааа... Пока - не практикую.

Получив новую задачу, определите её приоритет. Для этого задайте себе вопросы:
- Это кому-то нужно?
- Это принесет деньги?
- Это работает на мое развитие? Ну и другие важные вопросы, которые каждый формулирует себе сам.
Задача, которая имеет ответ "да" по максимуму вопросов - самая приоритетная. Учитесь отсеивать "навязанную срочность" и заниматься в первую очередь самым важным. Если что-то не соответствует жизненным ценностям и планам, сразу отказывайте. Твердо, не юлите. Если человек не понимает отказа - пробуйте различные стратегии. Если человека жалко - отказывайте, но предлагайте альтернативу. Или объясняйте, почему отказали.

Вот в точку. Моя жизнь сильно изменилась в лучшую сторону, когда я научилась отказывать. Сейчас меня уже и не просят "сходить с бумажкой в бухгалтерию, все равно пойдешь на лекцию", потому что я не просто откажу, потому что бухгалтерия в другой стороне, а могу и рассказать, в чем заключается работа секретаря, а в чем - преподавателя. Не просят "остаться после корпоратива помочь прибраться", потому что прекрасно запомнили, что я и на корпоратив не пойду. Зато просят то, что я люблю и умею. Выйти на срочную замену. Провести внеплановый факультатив. Взять на себя учебную работу на кафедре как заместитель заведующего. Это соответствует моим жизненым ценностям и планам :)

3. Практические советы

3.1. Управление информацией


Наводить порядок в бумагах, письмах, документах не стоит сразу и полностью, кроме стресса, ничего не получится. Но и быть эффективным в хаосе тоже невозможно, даже творческой натуре нужно упорядочение. Совет: завести на рабочем столе (в доме, в комнате) место хаоса, куда будет сваливаться в беспорядке все поступающее. И постепенно вытаскивать оттуда элементы, упорядочивая их. Место хаоса будет уменьшаться по площади, но никогда не исчезнет (и это нормально!), потому что поступающая информация в материализованных видах почти никогда не бывает упорядочена предварительно.

Согласна, практикую. У меня на столе в левой части свалены в беспорядке студенческие непроверенные работы, книжки, которые я планирую прочесть, квитанции и т.д. Оттуда постоянно уходит обработанный поток, но туда же он постоянно и притекает. Главное тут - позволить себе это. Позволить ему быть. Перфекционист внутри первое время бьется головой о стенки черепа, но потом привыкает

Нужно обязательно вести хранилище контактной информации (ФИО, должность, контакты) в любом формате. Если формат электронный, то непременно нужно делать резервные копии и синхронизацию. Каждый день, если были новые контакты, надо вносить их в хранилище. Неплохо указывать обстоятельства знакомства и дату. Полезно упорядочить хранилище по смысловым группам.

Эх, это не про меня. С тех пор, как у меня появился смартфон, умный гугл сделал часть работы за меня: собрал отовсюду мои контакты во всех соцсетях и почте и сложил в телефон. Но до сортировки и перманентной оптимизации этого хранилища я ещё не добралась, хотя вполне вижу положительные эффекты, которые могла бы от этого получить

В организации электронного ящика следует избегать двух крайностей: моря папочек и подпапочек и никаких подпапок (все письма во входящих). Нужные папки в почтовой программе: "1-контроль" - письма о важных и срочных делах, которые нужно контролировать, "7-контроль" - письма о делах менее важных и срочных, но требущих периодического контроля, "Входящие" - нерассортированные письма, "Архив" - обработанные письма, которые по каким-то причинам нужно сохранить. Остальные письма удаляются.
Полезно научить менеджер почты раскрашивать письма от людей разных групп разными цветами.

Эта техника работает. Очень удобно и позволяет "держать руку на пульсе". Жаль, что мой почтовый менеджер периодически сходит с ума, вываливается из памяти с ошибкой и сносит дерево папок, удаляя при этом все то, что в них лежало. Я так два раза потеряла важные письма, поэтому сейчас нахожусь в поиске адекватной программы, а пока держу письма в двух стандартных папках моего текущего менеджера (входящие - те, что требуют периодического контроля, удаленные - те, что в архиве) :)

Проверяйте почту вручную, автоматическое оповещение звуком отключите. Получив письмо, обязательно ответьте - подайте знак, что получили его. Всегда корректно заполняйте поле "Тема". Не создавайте писем по широкому кругу вопросов, лучше одно письмо - один вопрос. Это позволит получателю отсортировать письма и более эффективно с ними работать. Обязательно письменно оповещайте о нарушении сроков и отмене встреч, причем заранее.

Согласна со всеми утверждениями, кроме "одно письмо - один вопрос". Лично мне проще работать с малым количством объемных писем, чем с большим - коротких. Остальное верно и правильно. Люди, которые мне пишут по рабочим вопросам, делайте так, пожалуйста!

Заведите диктофон для записи мыслей и возникающих дел. Можно создать в нем папки по тематике и срочности. Файлы с диктофона регулярно сбрасывайте на компьтер и храните. Можно отсылать коллегам вместо письма.

Диктофон - ВЕЩЬ! Пользуюсь и стрррашно довольна. Правда, я не скидываю файлы на компьютер, а сразу обрабатываю и удаляю. И уж тем более не посылаю коллегам. Как-то странно заставлять человека пять минут слушать то, что можно прочитать за несколько секунд...

Приучите друзей чаще пользоваться смс, чем звонить. Это меньше отвлекает. Перезванивайте тогда, когда есть время. Хорошо иметь второй телефон, который знают только доверенные и проверенные люди, тогда основной в минуты сосредоточения можно вообще отключать.

Я ставлю телефон на вибровызов. Кому прямо необходимо звонить, смс пользоваться не станет, но вибро отвлекает все-таки меньше. Если я занята, я телефон брать не буду. Перезвоню, когда освобожусь. Многие обижаются, но зачастую оказывается, что когда звонили было срочно-срочно, прямо кошмар, а когда я через пять минут перезваниваю - уже как-то решилось, извини за беспокойство. Да не вопрос, я и не беспокоилась :) Рекомендую.

Пользуйтесь смартфоном. Синхронизируйте контакты. Загрузите книги. В том числе аудио (можно слушать в дороге), в том числе по работе. В том числе на английском. Настройте почту. Используйте диктофон и фотокамеру.

Даааа! Смартфон - ВЕЩЬ! Я ещё пользуюсь картами и несколькими установленными программами (например, подсчет калорий - освобождена часть сознания, которая раньше хранила вес и название съеденного и проверяла, не пора ли уже перестать жрать, или программа "спот" - сообщения в ГИБДД о нарушениях парковки, очень мне нравится эта программа). А синхронизацию и почту он мне сам настроил, я только указала ему профиль в гуглопространстве. Рекомендую.

Определите круг тем, которые по-настоящему важны и соответствующий круг СМИ. Не смотрите по телевизору всякий мусор. Интересные передачи ставьте на запись и смотрите в удобное время, проматывая рекламу. Ставьте себе временные рамки, развлекайтесь не более, чем (нужное время вставить). Читайте и смотрите новости на смартфоне во время поездки, ожидания и т.д. Не ставьте телевизор фоном.

Я не смотрю телевизор вообще. И выключаю его в гостях, если понимаю, что он реально идет привычным фоном и никому не интересен в данную минуту. Интернет - да, фильтрую. Но иногда и мусора хочется. В постоянно стерильной обстановке и физически-то жить тяжело. Сознанию тоже нужно немного хаоса. Но лимитированно, да. Когда сильно устала и больше ничего не можешь, например. А во время поездки и ожидания в очереди я лучше поработаю.

3.2. Организация совместной деятельности

Делегирование! Делегирование - наше все! Пусть другой сделает задачу хуже, но это же не повод делать за него! Не будет делать - не научится. Делегируя кому-то задачу, себе надо оставлять памятку и периодически проверять, как она там, задача. Если есть подчиненные, они должны работать. Если нет подчиненных, то всегда есть платные специалисты, и многие услуги дешевле купить, чем сделать самому. Водитель (а сам можешь работать во время поездки, делать звони или тупо спать). Домработница (ну, тут выгоду объяснять не надо). Фрилансеры, которым можно отдать часть проекта. И так далее.

Согласна, согласна! Умом. А сердце все равно шепчет: ты сделаешь лучччччшшшше... ты сделаешшшшшь быссстрее... Даже если удается оторвать от себя и делегировать дело, все время тянет проконтролировать и помочь. Но надо
себя заставлять, результат того стоит. Коллективная работа, если она правильно организована, по умолчанию не может быть менее эффективной, чем индивидуальная (если речь не идет о жестком интеллектуальном творчестве).
Единственное, насчет покупки услуг... Тут надо быть осторожной. Вот, например, я могу нанять няню, освободив себе кучу времени для реализации многих проектов, которые ждут своего часа, и реализовав их, я достигну финансового и, возможно, эмоционального эффекта, но... Но возиться с ребенком - это мой ресурс. Я не могу это потерять. Это придает силы.


Обязательно нужно обсудить общие правила для работающих в одном кабинете. Например, говорить по мобильнику только вне общей комнаты, выходя - забирать его с собой, чтобы не звонил и не отвлекал, суть звонков по общему телефону отсутствующему коллеге записывать на бумажку и класть ему на стол, да в конце концов тупо проветривать помещение в определенное время (чтобы заболевающие имели возможность запланировать на это время обед или ходьбу с бумагами). Договоритесь, что каждый имеет право "отгородиться", и его в это время трогать запрещено по любым вопросам. Если вопрос срочный, его можно записать на бумажке и положить на стол, стараясь не отвлекать.

Эх, богатая мысль. Жаль, что с людьми в возрасте, обремененными реальными или воображаемыми регалиями, это не сработает. Правда, сейчас мы, условно молодые преподаватели, впятером переехали в новое помещение, вроде бы все вменяемы, теперь можно потестировать методику

Обсудите нормы пунктуальности с коллегами и клиентами. Не ждите из вежливости дольше, чем оговорено и сами не опаздывайте (закладывайте резервы времени на дорогу не менее 15-20%). Придумайте поощрения и наказания для подчиненных за опоздания. Если человек опоздал на консультацию или совещание, не отвечайте потом ему на вопросы, которые там обсуждались.

Спорно. Работает в плане лечения опозданий, но может обрушить некоторые текущие дела. Ну, не отвечу я ему на обсужденный без него вопрос. А он работу сделает неверно. Надо мне оно? Я давлю морально. На вопрос отвечу, но мозг съем полноценно. В другой раз подумает.

Разделите совещания на три формата: планерка, стратегическое совещание и мозговой штурм. Форматы нельзя смешивать. Для планерок должен быть предусмотрен список основных вопросов, которого надо придерживаться и который должен быть всем известен за некоторое время до. Для стратегического - список возможных вариантов решения. А в ходе мозгового штурма не лишним будет использовать древовидные карты. Не допускайте того, чтобы совещание заняло больше времени, чем оговаривалось. У людей есть планы. Во время любого совещания кто-то, умеющий быстро печатать, должен вести протокол. Можно также использовать диктофон, а перепечатать потом.

Ну, у меня пока не было возможности попробовать оптимизировать совещания, посколько в совещаниях я пока участвовала только как подчиненный. С сентября попробую, о результатах расскажу. Был только опыт расшифровки диктофонной записи после наших защит - вызвались помочь секретарю для ускорения процесса отправки документов в ВАК. Так себе опыт, не понравилось, тяжелая работа. Уж лучше сразу печатать (но для этого нужна как минимум моя скорость, а таких мутантов мало)

Контролируя работу группы, подберите подходящий софт. Он должен уметь делегировать поручения, обеспечивать общение и сохранять его историю и результаты, назначать людям роли, осуществлять контроль за исполнением поручений и присылать отчеты исполнителей и т.д.

Архангельский рекомендует OutLook, некоторые успешно удовлетворяются контактов, я больше склоняюсь к гуглопространству, но время ещё до сентября есть, я подумаю, и напишу результаты.

К руководителю надо приходить не с проблемой, а с вариантами её решения.

Ну, это я и раньше знала и делала. Ценя свое время, как-то умеешь ценить и время других. Но если кто этого важного правила не знал, то имейте ввиду, руководители уважают тех, кто не тратит их время впустую

Социальные сети - рабочий инструмент и инструмент личного развития, а не поглотитель времени, если пользоваться ими грамотно.

Ну да. В ЖЖ есть тренинги разные. В контакте я студентов организую. Муж канал на ютубе ведет, ролики из автосервиса выкладывает по ремонту и организации работы, народ смотрит, потом клиентов больше становится... Можно, можно, из соцсетей вытащить пользу.

Используйте скайп. Проводите в нем совещаниея. Смотрите вебинары. Установите его в телефон.

Да, скайп - ВЕЩЬ. Но он у меня тоже был задолго до знакомства с теорией Архангельского.

Отправляясь в командировку, подумайте, какие встречи назначить и дела сделать можно параллельно с основной задачей. Составьте список достопримечательностей. Выпишите номера такси, доставок еды, гостиниц заранее, на случай форс-мажоров (разумеется, гостиницу надо забронировать, а такси вызвать к самолету, но вдруг на той стороне договора окажется необязательный человек). Соберите всю полезную информацию о городе.

Согласна. Прокалывалась иногда. До сих пор удавалось решить проблемы на месте, организовав бурную деятельность, но на случай нарушения везения надо впредь иметь на руках дополнительные карты.

3.3. Как успеть больше

Начинать работу надо с крупных блоков, а мелочевку разгребать по ходу дела, как мини-отдых.

Не согласна. Если есть много мелких дел, они, сволочи, будут висеть тяжким грузом над душой, и никакое крупное дело не пойдет. У меня, по крайней мере. Я сначала быстро делаю все мелкое (а так как я в принципе довольно стремительна, это происходит очень быстро) и потом, с чувством выполненного долга и чистой совестью сажусь за крупное. Другое дело, что если мелкое появляется "в процессе", то я не бросаюсь делать и его тоже, а запоминаю (записываю) его на завтра. Иначе можно действительно погрязть. Но завтра я с этого начну.

Делая большое дело, делайте его методом "швейцарского сыра", выгрызая кусочки. Не в логическом порядке, а вразнобой. Это позволит втянуться. Другой способ втянуться - проверка работы, сделанной по этому проекту ранее. С домашними делами тоже работает.

Ну, метод сыра работает, не спорю. Если начать с любой мелочи, то потом легче сделать и все остальное. А вот начинать с проверки ранее сделанного мне не помогает, я ж перфекционист, я найду ошибки и буду их исправлять. В итоге старое станет сделано иначе, а нового ничего не сделается. Так что проверку я делаю в конце работы и делаю её до тех пор, пока не выйдут сроки :)

Освойте десятипальцевую печать

Да! Да, да! Все освойте! Особенно те в бухгалтериях и администрациях, от которых я завишу, стою и жду, пока найдется нужная буковка. Это реально, очень сильно, неимоверно экономит время. Я пишу на клавиатуре со скоростью речи. Иногда говорю студенту какую-то мысль о курсовой или лабораторной и сразу записываю ему её в отчет. Это мне очень сильно помогает в жизни и работе.

На работе не отвлекайтесь. Поставив задачу на ближайший час, сидите и делайте.

Легко сказать - не отвлекайтесь, да? Хитрый такой, не отвлекайтесь. А как не отвлекаться - не сказал. Впрочем, техники есть. Я пью кофе в конце запланированного кусочка деятельности. Поощрение, так сказать. Сделаю - выпью. Не сделаю - не выпью. Кто-то ставит таймер и до звонка не встает со стула, гляда строго в монитор. Кто-то отключает вайфай. В общем, можно что-то придумать.

Сделайте хронометраж в течение одной-трех недель. Посмотрите, куда реально уходит ваше время и уберите источники потерь. Записывать надо все действия, занимающие больше пяти минут. В ходе записей не анализируйте, просто фиксируйте. Анализ - в конце.

Работает. Если даже время никуда особо и не утекает, хронометраж поможет избавиться от чувства вины: я делаю все правильно, сделать больше просто физически невозможно, уффф. А если утекает, сразу видно - куда.

Если работаете дома, определите точное рабочее время и строго его соблюдайте. Выделите место для работы. Не смешивайте домашнее и рабочее пространство. Переодевайтесь в рабочую одежду. Используйте рабочую музыку. Начинайте рабочий день с ритуала. Это может быть планерка по скайпу или установка красного флажка на стол (символизирующего начало работы). Приучите домашних к тому, что во время работы нельзя вас отвлекать.

Уахаха, приучите домашних, ихихи, держите меня семеро, сейчас упаду. В общем, рассказываю, как это происходит у меня: старый делает уроки и каждые 10 минут задает вопрос. В лучшем случае. А периодически ещё подбегает с требованием срочно найти в интернете что-то по теме урока. Младший в лучшем случае ползает вокруг, а в обычном - сидит на коленях и вынашивает план повиснуть на сиське. Одной ногой отодвигая кота, второй коленкой пытаясь нейтрализовать младшего, разрывающего ворот футболки, двумя руками быстро-быстро записываю важное предложение, после чего разруливаю накалившуюся обстановку и продолжаю деятельность. Какое там рабочее место! Я могу работать на полу, на диване лежа, сидя, согнувшись в зигзаг, могу работать в туалете (там у меня есть 10 минут тишины и покоя, пока ближние не просекли, что я туда не по насущной необходимости ушла, а работать).
А вот ритуалы - да. Они помогают. Я начинаю с почты и чашки кофе. Это настраивает.


Отдыхайте! Раз в час-полтора, по напоминанию, во время перерыва отключайтесь по максимуму, лучше даже выйти из рабочего помещения. Можно даже 15 минут поспать. Можно прочитать вслух стихотворение. Можно пойти в коридор и провести там рабочее совещание (тело отдохнет от сидячей работы).

Я так не делаю. Я отдыхаю на своем же месте с чашкой кофе, только рабочий софт меняю на браузер. Ну, могу к открытому окну подойти, на сад посмотреть. Нормально отдыхается. Впрочем, работа разная бывает, моя - интересная, а у кого однообразная, тому, конечно, лучше отдыхать подальше от компьютера

В отпуске отключите рабочие телефоны, не проверяйте почту. Если полностью отключиться невозможно, оговорите четко время, в которое вы будете на связи, не более часа в день. Отпуск проводите в "ресурсных" странах, которые дают силы и энергию. Пассивные сценарии (пляж, кафе) чередуйте с активными (музеи, походы)

А так я делаю, да. Мой ресурс - глушь со скалами и озером, в которой мобильник не берет и интернета нет. Там я чередую пассивное лежание на верхнем плато скалы с книжкой и активную беготню вниз к воде и обратно к палатке.

4. Личная миссия

Ради чего я пришел в этот мир? Что бы я хотел, чтобы было написано на моем памятнике? Полезно составить личную миссию, такую, которая наполняет энергией, которую приятно перечитывать, которой хочется следовать. Составлять её надо в полном одиночестве, в спокойствии и умиротворении. Не нужно бояться любых формулировок. Не нужно показывать её другим - это интимный документ. Периодически нужно перечитывать её (в спокойствии и уединении) и дополнять, корректировать, кристаллизовывать формулировку.

Не люблю я эту философию. Может, не доросла ещё. Я примерно знаю, зачем я пришла в этот мир и работаю в этом направлении, но формулировать, перечитывать, поглаживать её... Отдает неким душевным онанизмом. Может, здоровью и полезно, но я как-то не одобряю :) Впрочем, я дисциплинированно попробовала. Но мне не понравилось. То же самое (про цель своего прихода в мир) я могла бы себе придумать и без сопроводительных ритуалов

5. Развитие


Творческая картотека. Любая мысль должна быть материализована, не оставаться в голове. Каждой мысли - материальный носитель. Карточка это будет, электронная заметка - не столь важно. Причем жесткая сруктура этой картотеке не нужна, пусть мысли будут вперемешку. Когда наступает творческий ступор, бывает достаточно перечитать-пересмотреть свою картотеку, и творчество вернется.

Карточки у меня не пошли, электронные заметки тоже. Даже диктофон (я интуитивно шла к этой идее) как отдельное устройство не заработал, я его все время забывала. И взять с собой, и что он у меня есть, когда брала. Но с появлением удобного диктофона в телефоне я на 100% оценила глубину этой концепции. Теперь я записываю мысль, где бы она ко мне ни пришла, и о чем бы она ни была. После этого я её уже не забуду - это первый плюс. И в сознание освободилось место для новых мыслей - это второй плюс. Рекомендую.

Составьте список навыков и знаний, которые есть, и которые нужно приобрести (и зачем). Любое обучение проходите, сверяясь с этим списком. Не для корочки, а по реальной необходимости. Перед обучением формулируйте задачи, не стесняйтесь приставать с ними к преподавателю. Во время очного обучения с учителем не стесняйтесь использовать диктофон. Сделайте карточки вопрос-ответ (на одной стороне - вопрос, на другой - ответ), в свободное время тасуйте их, читайте вопрос, отвечайте и проверяйте себя, переворачивая карточку.

Список знаний - полезная штука. Но иногда хочется послушать какие-то лекции просто так. Не для корочки и не для реальной необходимости, а для развлечения и отвлечения. Диктофон, предложение не стесняться - это верно, это полезное. А вот карточки - это детский сад какой-то. Имхо, конечно. Я идею с карточками цинично потянула в репетиторскую деятельность и использую с учениками, которые до восьмого класса. С мелкими работает, а старшим уже совестно предлагать такое, засмеют ещё :)

Конспекты составляйте в виде древовидных карт (ключевая идея, от неё - ответвления). В таком же формате удобно работать над сложными проектами (статьями, задачами, подготовками к защите диссертации), проводить совещания.

Чтобы составить древовидную карту, нужно иметь всю информацию перед глазами. Поэтому, слушаю лекцию, древовидную карту вы не составите. Я считаю, что нужно записывать на диктофон или в тетрадку в классическом виде. Потом, дома, если лекция оказалась полезной на первый слух, карту составить можно. В некоторых ситуациях даже нужно. Мы с моими учениками сразу составляем такие карты прямо во время обучения. И когда я пытаюсь что-то новое родить (статью ту же), они мне очень помогают.

Книги для текущего чтения лучше выбирать, исходя из текущих рабочих и жизненых проблем. Через призму проблемы книга усвоится лучше. Вместо закладки используйте сложенный белый лист. На него можно записывать приходящие во время чтения мысли. Если книга рабочая, периодически пересказывайте прочитанное друзьям или близким - так лучше запомнится. Обязательно читайте и рабочую, и художетвенную книгу, не меньше одной в месяц.

Неа, вот уж нифига. Книги я выбираю, чтобы отвлечься и развлечься. Это по первому пункту. По остальным, в принципе, согласна, с оговорками. Белый лист вместо закладки выручает, иногда хочется срочно мысль записать, если книга рабочая особенно. Но если она моя, то и её собственные поля сойдут, если карандашом. Периодически пересказывать близким принципы программирования на QT? Хм... ну, это может стать интересным психологическим экспериментом... А читать в месяц одну книгу для меня - серьезная букводиета, я на такое не подписываюсь :)

Составьте список привычек, которые хочется приобрести. Заведите таблицу "привычки-дни". Каждый день галочкой отмечайте, сделали или нет. Каждая галочка - победа над обстоятельствами. Такие таблицы можно вести параллельно, соревнуясь друг с другом.

Эту идею я развила до таблиц "ежедневные дела" и "еженедельные дела", я их покзывала ранее. Что сказать - привычки формируются. Оно работает. Если несколько недель подряд упорно ставить эту галочку, то со временем начинаешь понимать, что... список уже не так и нужен.

Помните, что время необратимо, это материал, из которого сделана жизнь

Помните, что человек может все, если сильно этого захочет

Развивайтесь, двигайтесь, никогда не останавливайтесь

Помогите другим найти свои цели и ценности

Изменить мир возможно. Сделайте первый шаг прямо сейчас.


Это я выписала прямо из ежедневника дословно. Этими шестью предложениями он заканчивается. Пафосно, но правда. И эта... Там, под катом, может быть грамматических ошибок (опечаток) несколько, не обессудьте, я потом поправлю, когда найду время перечитать и найти их.
promo mama_gremlina august 10, 18:15 60
Buy for 20 tokens
Вопреки здравому смыслу и правилам начну с оглавления. А потом по мере сил и времени буду подкладывать тексты про города, музеи и переезды под выделенные красным слова. Оглавление пока положу в свой промо-блок, чтобы не потерялось. Итак, сначала общие данные. Мы проехали 9335 километров. По плану…

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
g_nick_kate
May. 23rd, 2015 10:48 pm (UTC)
Все это очень интересно и очень важно. Слишком часто приходится видеть, как талантливые люди тонут в какой-то вязкой текучке дел, не хочется пополнить их ряды)
mama_gremlina
May. 26th, 2015 12:04 pm (UTC)
Я давно этим делом интересуюсь, многое придумала себе сама, ещё будучи школьницей, потом с удивлением обнаружила в книгах по ТМ. У меня ещё система Кови тут валяется, по тегу "конспекты".
helly_nord
May. 24th, 2015 12:19 am (UTC)
Титанический труд!
Комментировать, с одной стороны, как-то даже неловко. А с другой - по многим пунктам есть что сказать :).
Занесу пост в избранное, с Вашего позволения, буду периодически перечитывать, осознавать, переваривать и впитывать!
Пока что сразу отмечу, что идея с лягушкой и с приятными делами мне очень нравится. Очень они к моему характеру подходят :). А вот есть слона по частям меня уже научили. Полезный навык :).
И, кстати, работаю дома я тоже обычно в разных местах и позах )). Не каждому постороннему покажешь - можно человеку нечаянно психологическую травму нанести :)))).
И да, про книги я полностью с Вами согласна! :)
mama_gremlina
May. 26th, 2015 12:03 pm (UTC)
Обязательно надо комментировать, я же ждууу :)

Спасибо.
famfamily
May. 26th, 2015 04:57 am (UTC)
Начало захватило, распечатала, буду читать, потом отпишусь.
mama_gremlina
May. 26th, 2015 12:01 pm (UTC)
Давай, мне очень интересно, что думают другие, я пишу-пишу, а никто почти не реагирует :(
knit_ka
Jun. 4th, 2015 04:10 pm (UTC)
Спасибо тебе большое за такие посты! Ты меня очень вдохновляешь!!
А твой январский (кажется) пост про планирование я до сих пор периодически открываю и изучаю :) Уже написала список глобальных целей себе. Теперь нужно сделать следующий шаг :)

Скажи, а "слон" - это из какой оперы у тебя вообще? Это что-то такое большое текущее, но не имеющее отношение к глобальным целям, да? Я не очень понимаю этот пункт. Ведь все глобальные цели сами по себе уже слоны...
mama_gremlina
Jun. 4th, 2015 04:22 pm (UTC)
Ну, глобальная цель может и не быть слоном, например, для моего сына: научиться подтягиваться 20 раз. От неё кусочек не откусишь, просто берешь и тренируешься, и либо она достиглась, либо нет. А бывает, что глобальная цель соответствует очень большому слону, типа докторской диссертации. Но тут важно разделять, сам слон - это сама диссертация. А глобальная цель - её, например, защита.

А бывают и просто слоны, которые не являются глобальными целями. Какой-то большой рабочий проект. Мне от него ни тепло, ни холодно, но делать надо. Или чтение какой-то большой книги, которая поможет потом приблизиться к одной из глобальных целей.
( 8 comments — Leave a comment )

Profile

mama_gremlina
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow