?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Готовьтесь! Я вернулась, распаковала ноутбук, сдула с него пыль дорог Скандинавии и теперь буду стараться предельно быстро описать все наши приключения. Быстро - потому что текстов будет много, фотографий в них ещё больше, а в августе мы снова уезжаем :)

В день перед выездом в автопробег по Швеции-Норвегии-Дании мы собрались и все-таки добрались до технического музея в Эскильстуне (Munktell Museet), так заинтересовавшего нас во время похода в городской (StadsMuseet). Довольно трудно писать про то, что случилось так давно, целую неделю назад (а по ощущениям ещё раньше). Но написать стоит, потому что даже в Википедии про этот музей ничего нет, кроме упоминания.

Итак, сперва надо сказать, что Эскильстуна - промышленный город. Например, именно здесь расположен завод Volvo. Как предыдущее предложение связано с темой этого текста? Очень просто: именно компания Volvo чуть более полувека назад поглотила компанию BM (Bolinder-Munktell), основанную Йоханом Мунктеллом и Болиндерами и производящую не имеющую аналогов рабочую технику: паровозы, грузовики, комбайны, стационарные моторы и прочее. Сейчас эта часть концерна в память о съеденной компании называется BM Volvo и до сих пор выпускает востребованную продукцию. А в музее Мунктелла выставлено все, что производилось когда-либо, от самого древнего мотора до современной техники.



Музей платный, но на удивление дешевый. Семейный вход стоит 100 крон (меньше 700 рублей). Музейный старичок настаивает на просмотре исторического фильма перед выходом на экспозицию, долго настраивает кинотеатр, включает английский перевод, и мы с двумя бодрствующими и одним спящим мальчиками узнаем про то, что Йохан Мунктелл был гениальным изобретателем, начал карьеру в Стокгольме, мастером при монетном дворе, и к 27 годам уже был известен настолько, что руководство Эскильстуны поручило именно ему организовать в городе механическую мастерскую. Фильм рассказывает, как из этой мастерской выросла сначала компания Bolinder-Munktell, а затем - BM Volvo.



На заднем плане - фото отцов-основателей фабрики. Фильм кончается, и мы начинаем обход музея. Дальше будет минимум технических подробностей, много фото и впечатлений.

Один из первых тракторов, паровой и с возможностью использовать его в качестве стационарного привода для молотилок и прочей сельхозтехники:



Старенький плуг (как я поняла, одно из изобретений Мунктелла, как и предыдущий трактор):



Ещё трактор:



Часовой механизм (часы сверху, не влезли в фото):



Трактор для более рыхлой почвы (обратите внимание на колеса):



Трактор с колесами более 2 метров:



Галерея первых дизельных, бензиновых и паровых двигателей приводов для разных нужд (ими в движение приводились всякие мельницы, водокачки, молотилки):









Они все - работающие:





Снова трактора, от старинных до современных:





У тракторов - столики со свечками. Я представляю романтический ужин у трактора (в музее столик можно заказать) и дико завидую:



Рубка управления :)



Авиационный двигатель Мунктелла времен второй мировой:



Заводской паровой двигатель. Применялся для работы станков на фабрике Мунктелла:





Схема и внешний вид паровозика, выпускаемого фабрикой (тоже одного из первых):





Инфографика с историей фабрики:



Вот как выглядела механическая фабрика в 20-х годах:



Это мы перемещаемся в банкетный зал музея. В нем выставлены несколько станков, моторов и машин, прямо рядом со столами, покрытыми белоснежными скатертями.



Ресторан работает в часы, когда не работает музей. Столики можно зарезервировать:



Если в прошлом зале можно было реализовать романтический ужин с трактором, стоя за столиком, то в этом зале - банкет сидя. В компании со станком:



Асфальтовым катком:



Современным мотором:



Трактором:



Трактором в разрезе:



Трактористкой:



Или самим Мунктеллом:



Люстра перемещается заводским краном:



В проходе между залом со столами и следующим помещением - фотографии работы "конструкторского бюро" при фабрике:



Данька завис в комнатке между залами. В ней находится макет паровозика, панорама шведского рельефа с работающей на нем мунктелловской техникой и... телевизор с хроникой, перед которыми мягкие диваны. Мне кажется, именно диваны и заинтересовали уставшего бродить по музею сыночка:





Коллекция камней и минералов:



А между тем, последний зал - самый интересный для меня, кинестетика.



В отличие от машин и моторов в предыдущем, огороженных веревочками и даже иногда стеклом, эти можно трогать и гладить:



Вот комбайн:





Ещё комбайн и бульдозер:



Два трактора-экскаватора со съемными ковшами:



Гусеничный бульдозер:



Вот каток:



Вот совсем старинный грейдер, ещё с лошадиной тягой, а рядом с ним - тоже не самый современный, но уже с двигателем:



А вот - грейдер поновее:



И военный вездеход:





В самом дальнем почетном углу - фото Йохана и две "звезды" фабрики. Мотор и трактор, ставшие в свое время прорывом, практически технической мини-революцией:





Если я правильно поняла, с этого трактора началось составление экспозиции. А вот - первая рекламка нового музея:



В этом зале в каждую машину можно влезть, потрогать, понажимать, поподнимать ковши, покрутить руль!





В лесовозе:



В современном экскаваторе:



На старинном грейдере:



В вездеходе:



Предполагается, конечно, что это для развлечения маленьких посетителей, но я, разумеется, тоже отметилась (по глазам видно, что не отметиться я не могла, правда?):





Даже Макс не удержался:



Пара видов изнутри:







И с самого верха гигантского комбайна:



Инструменты инженера. Хоть у меня в дипломе и написано "инженер", но второе слово там "программист", поэтому мои инструменты - клавиатура и книжка. Логарифмическую линейку, манометр и штангенциркуль я только в руках держала, пользоваться умею, но разобралась чисто ради познавательных целей, насущной необходимости в них у меня никогда не возникало. Но как же они мне нравятся:



А этим маленьким экскаваториком можно поуправлять. Попереносить камешки из одной песочницы в другую. Все попробовали:



Боковое помещение используется для временных экспозиций. Сейчас там проходит выставка вещей, сделанных из мусора:



Некоторые - в стиле нашего народно-огородного творчества, на уровне поросят из бутылок и лебедей из шин. Например, цветы из кожуры апельсинов:



Или лампа из какой-то ерунды:



Или стрекоза из арматуры:



Или сумка из пленки и консервные банки, связанные по три штуки кружевной ленточкой:



Миска из граммпластинки - вообще практически кощунство на мой взгляд. Мне кажется, это все равно, что делать самолетики из книги 1905 года:



А некоторые - очень даже ничего, и просятся быть встроенными в какой-нибудь модный дизайн:









Особенно мне столик понравился, видимо древнючий и облезлый, но обклееный старыми газетами и залакированный. Я такой тоже теперь хочу сделать. Ну, по крайней мере, табуретку. Есть у меня в доме одна на примете:



Выходим из зала с техникой для "потрогать" в тот, с которого начали осмотр. Видим стационарный двигатель-привод, работающий и периодически запускающийся. Мы слышали его звук, но не дождались очередного запуска, поэтому статичное фото:



К нему можно было присоединить, например, вот такую молотилку на колесиках:





Перед выходом из музея - макеты. Вот действующий радиоуправляемый макет бульдозера (и Макс для масштаба):



А эти можно купить (хотя цены на них конские, коллекционерские):



И макет самой фабрики:



Из музея мы унесли формы для выпечки :)
Как только соберусь сделать с ними печенье, сразу покажу.
promo mama_gremlina august 10, 18:15 60
Buy for 20 tokens
Вопреки здравому смыслу и правилам начну с оглавления. А потом по мере сил и времени буду подкладывать тексты про города, музеи и переезды под выделенные красным слова. Оглавление пока положу в свой промо-блок, чтобы не потерялось. Итак, сначала общие данные. Мы проехали 9335 километров. По плану…

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
helly_nord
Jul. 23rd, 2015 08:43 pm (UTC)
Ох... Вы проделали титаническую работу! Спасибо за такой подробный рассказ!
Я вот люблю очень всякие машинки и механизмы... Подозреваю, я бы там ооочень надолго осталась :)).
mama_gremlina
Jul. 23rd, 2015 09:06 pm (UTC)
Просто я пошла в гугл и нашла ужасно мало про этот музей. Решила исправить. Жалко, что большинство пояснялок на шведском, а с нами не было местных жителей...

В музеях, которые мы посмотрели в автопробеге, были английские таблички, так что дальше будет ещё подробнее :)
liya_fa
Jul. 24th, 2015 04:34 am (UTC)
давай и печенье,с рецептом!))
а то вона где побывали....здорово,что смогли съездить))
mama_gremlina
Jul. 24th, 2015 11:51 am (UTC)
Обязательно :)
Но печенье подождет, сначала надо сделать компоты из созревших (и перезревших) за время нашего путешествия ягод... А также написать шесть ФОСос, четыре УП и отчеты о поездке...
liya_fa
Jul. 24th, 2015 11:52 am (UTC)
с такими-то планами явно подождёт))
shardonnay
Jul. 26th, 2015 09:31 am (UTC)
Масштабно!
Я бы тоже залезла и попробовала "порулить" обязательно))
mama_gremlina
Jul. 26th, 2015 06:50 pm (UTC)
Вооот.
В Швеции вообще много музеев, где можно залезть и "порулить". И у нас сейчас такие появляются, и это круто.
( 7 comments — Leave a comment )

Profile

mama_gremlina
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow