Мама Гремлина, Горыныча и Василисы (mama_gremlina) wrote,
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы
mama_gremlina

Categories:

Про одного великого норвежца



А я почему-то никогда не думала, что он норвежец... Точнее, вспоминая о нем, краем сознания решала для себя, что американец. Это потому что "Хейердал" начинается также, как "Хемингуэй", наверное. В общем, норвежец он, из местечка Лаврик. И гордые норвежцы, разумеется, сделали большой и интересный музей, посвященный Хейердалу, его лодке Ра (на фото) и плоту Кон-тики, путешествиям и книгам...

Музей Кон-тики


Это была наша вторая точка на музейном полуострове Бюгдей, что немного западнее основной части Осло. У входа - имитация скульптуры с острова Пасхи в русской ушанке.



Макс и Данька на фоне вывески, Данька ничего не знает про Кон-Тики и Ра, а Макс в нетерпении бьет копытами, это одна из его любимых книг, и половину информации, что я выложу ниже, я получила не с плакатов, а от него:



Мы заходим внутрь, платим две тысячи рублей и... нас встречает самолетик Аэрофлота! Я начинаю понимать ощущения человека, бросающегося обнимать березку, нечаянно занесенную ветром перемен куда-нибудь... в Таиланд (никто не знает, есть там березки?):



Забравшись наконец в музей, мальчики мгновенно потерялись в нижнем ярусе. Там темно и плавают рыбки, мы как будто находимся в море под плотом Кон-Тики, нам видно его дно и клетку-сетку, которую спустили для того, чтобы снимать рыбок, не опасаясь акул:





Из документальных хроник путешествия впоследствии был склеен фильм "Кон-Тики", получивший Оскара. Нет, не тот, который постановочный и снят в 2012 году. А тот, который в 1951 собрал сам Тур Хейердал в роли режиссера (и одновременно главной роли). Этот фильм наделал много шума в то время, и до сих пор люди, впервые его посмотревшие, получают незабываемые впечатления, несмотря на отсутствие цвета и спецэффектов. Фильм при желании можно легко найти в интернетах (помните, 1951 год), а мы посмотели небольшой кусочек в музее. Его там крутят на повторе в отдельном помещении-кинозале. А это - личные инструменты режиссера и рекламки-афиши 50-х годов:



И статья в газете:



За подводным миром и кинотеатром начинаются страаашные пещееерыыыы с соответствующей озвучкой, наскальными изображениями и черепами, спрятанных в ответвлениях:









Пожалуй, после путешествия на Кон-Тики самой известной экспедицией Хейердала была экспедиция на остров Пасхи в 55-м году. Этому путешествию посвящены следующие два зала, с личными вещами путешественников и с артефактами с острова. И то, и другое, почему-то огорожено... решеткой. Не стеклом, не веревочками, а решеткой. Может, это такой художественный замысел, а может, это самые ценные вещи экспозиции (хотя что может быть ценнее настоящего Кон-Тики, вокруг которого никакой решетки нет)?



Библиотека Тура Хейердала и сам Тур Хейердал. Напомню, что он был не только путешественником, но и достаточно плодовитым писателем. Помимо "Путешествий на Кон-Тики и Ра", широко известных в России, он написал ещё 18 книг (и я теперь все их хочу), последнюю - за год до смерти. На полках - его книги на разных языках и в разных изданиях. Есть на русском.





Между прочим, Тур по-норвежски пишется Thor. И я бы прочла это как Тор. Грозное имя...



В зале, в котором стоит этот бюст, по стенам развешены плакаты с фотографиями, иллюстрирующими разные аспекты личности Тура Хейердала. Он - рассказчик, умеющий захватить и удержать внимание как при устном рассказе, так и в книги. Он - натуралист и защитник природы, боровшийся с загрязнением морей и исчезновением растений из-за развития технологий. Он - исследователь, ещё в молодости заинтересовавшийся тем, как и когда были заселены Полинезийские острова. Он предположил, что люди добрались до них из Южной Америки с помощью океанских течений, а чуть позже и доказал, пройдя предполагаемый путь на плоту, построенном в соответствии с техническими возможностями древних. Кстати, ни плавать, ни управлять судами до путешествия на Кон-Тики он не умел.

Плакат называет этот вид научной деятельности "морской экспериментальной археологией" и сообщает, что многие современники подвергали гипотезу Хейердала критике даже после состоявшегося путешествия. Но Хейердал не только путешествовал, большую часть времени он проводил за столом и в библиотеках (все смотрели Индиану Джонса?), написал более чем 50 научных статей (помимо 20 книг) и всегда стремился проверить свои гипотезы лично на практике, подобно врачу, заражающему себя инфекцией, чтобы проверить действие лекарства... Кстати, приезжал он и на конференции в Москву. И с нашим Сенкевичем был дружен и совместно путешествовал.

Кстати. Почти все плакаты с текстами я сфотографировала (я маньяк, да). Поэтому если вдруг будет интерес, могу потом как-нибудь перевести их литературно и написать про Тура поподробнее то, чего нет в Википедии (там есть не очень много, я сходила посмотрела). Здесь я пересказываю кратко то, что там написано.

Последний стенд в зале - "норвежские дети рисуют дядю Тура":



И начинается самое главное - лодка Ра (правда, нигде не сказано, что она оригинальная):







Хейердалу не давали покоя сходства древних цивилизаций Египта и Перу: пирамиды, письменность, мумификация, обожествление солнца, а самое главное - очень похожие лодки, те, что курсировали по Нилу и те, что плавали в озере Титикака. В общем, он решил проверить, могли ли люди на такой лодке переплыть Атлантику, и показал, что могли.

В том же зале, где стоит Ра, по периметру расположены всякие артефакты из Египта и Перу, чтобы посетитель мог сам убедиться в их схожести, а под потолком - схемы тех самых похожих друг на друга лодок и пирамид:







Как хранили еду тогда, и как - сейчас. Кувшин-термос:



Древние и современные навигационные приборы и развлекательные (радио и рог):



Это из Перу (а аналогичное фото из Египта не получилось):



Плот Кон-Тики находится на втором этаже музея, перед пандусом (да-да, в музее есть пандус для колясок) мы видим маленький макет плота и скульптурную группу, изображающую путешественников:



Хейердал - слева:



Но перед тем, как турист видит плот, его ждет ещё мини-экспозиция, посвященная тому году (37-38), который Хейердал с женой Лив прожили на Фату-Хива, и о котором рассказывает его книга "В поисках рая". И вот я в обществе Фату-Хивских скульптур (вся такая из себя цивилизованная, несмотря на две палаточные ночи):



А вот - коллекция бабочек и насекомых оттуда же:



И, наконец, плот. Нет, ПЛОТ. Нет, ПЛОТИЩЕ:









Печатная машинка, циновка, завтрак на дощечке, справа - ящик с газовыми баллонами:





Этот плот - настоящий, тот самый, на котором Хейердал плавал между Южной Америкой и Полинезией. В конце путешествия он был отреставрирован и бережно перевезен в Норвегию, в Осло. Сначала вокруг него построили крышу, а потом выстроили музей.

По периметру - хроника жизни Хейердала, фото и подписи, из которых мы узнаем, например, что он с детства был активным и любопытным, но единственный вид активности, которого он избегал тоже с детства - это... плавание!

Написано про подготовку экспедиции на плоту. Её надо было организовать очень быстро, но при этом надо было закупить уйму необходимого, и тогда Хейердал, воспользовавшись личными контактами, вышел на высокоранговых морских офицеров США и с их помощью получил все необходимое, от спальников до навигационных инструментов плюс разрешение появляться на официальных встречах в морской форме. А собрав все необходимое, нужно было определиться с местом для строительства, и для этого, воспользовавшись опять же личными контактами, он добился личной встречи с президентом Перу, попросил у него помощи и заручился поддержкой на случай проблем, которые могли возникнуть.

Плот строился в соответствии с техническими возможностями индейцев и из тех же материалов. Дело осложнялось тем, что во время Второй Мировой вырубили деревья, растущие на побережье, а те, что можно было быстро добыть, были слишком велики для ручной работы. В итоге пришлось искать и перевозить из из близлежащих гор.

Может быть, Хейердал и не поплыл бы, и термин "экспериментальная археология" так и не появился бы в мире, как и фильмы про Индиану Джонса, если бы не оппоненты. Хейердал готовил свое исследование о заселении Полинезийских островов южно-американскими индейцами, приплывшими туда на лодках из бальсы, 10 лет, а опубликовав и попытавшись выступить на научном собрании, столкнулся с насмешками от тех, кто даже не удосужился прочесть. Ему оставалось только доказать теорию практикой :) И он доказал, несмотря на то, что никто из экспедиции не умел управлять такими плотами (и никто не мог их научить, так как знания были утеряны века назад), а в первый же день плавания они попали в небольшой (но для такой маленькой посудинки - значительный) шторм. Впрочем, о течении путешествия лучше рассказывает книга, которую вы все наверняка читали, и которую мне срочно надо снова разыскать и прочесть :)

После того, как плот завершил свою миссию, об экспедиции заговорили на всех языках мира. Появились игрушки, комиксы, мультфильмы, конфеты... В общем, коммерциализация пошла полным ходом. Интересно, досталось ли что-нибудь от маркетинговых щедрот Туру?



Снова кое-что с острова Пасхи. Слева (если я верно поняла) - натуральное, справа (и это уже точно) - сделанное Хейердалом сотоварищи из... раствора для цементирования зубов:



С острова Пасхи - череп с выгравированной рыбкой-тотемом:



Даньку, который уже давно оббежал плот по кругу и куда-то подевался, я, конечно, обнаруживаю в компьютерном отсеке, погруженного в симулятор раскопок:



Рядом подробно рассказывается, зачем, чем, где и как археологи копают и как фиксируют свои находки, чтобы не быть обвиненными в их подделывании:



Временная линейка с датами основных событий, приведших к морским путешествиям и археологическим изысканиям (первые корабли, экспедиции конкистадоров и т.д.)



Напротив музея Кон-Тики - Морской музей Норвегии.








Морской музей впечатляет масштабами. Это целая система корпусов, как отдельно стоящих, так и связанных переходами. Там и история норвежского флота, и военные корабли, и мастер-классы по созданию лодочек... Недостаток у музея один: он жутко, неистово дорог. В каждый корпус вход по отдельному билету, а стоимость каждого - от 150 до 250 крон... В общем, учитывая нехватку времени, мы решили обойти музей вокруг, посмотреть на море и ехать в Тусенфрюд.

Вот Данька и великие норвежцы (Амундсен, Бьоланд, Хассель, Вистинг и Хансен, который не поместился в кадр):



Данька и морские пушки:



Уставший Данька на скамеечке:



И кораблик на стене музея (и я в отражении зеркальной стены):



Каменное побережье, похожее на результат извержения вулкана:



Корабль:



Памятник морякам торговых судов, перевозивших грузы во время Второй Мировой:



Смешение времен: от каменного капища через парусник и до современного лайнера на заднем фоне. Вот ведь российская привычка не заходить на газоны... Только разбирая фото, я увидела у подножия башни из камней табличку, видимо, с пояснениями. Если бы у меня не было прошито "по газонам не ходить", я бы, конечно, рассмотрела сооружение поближе, нашла бы табличку и написала бы, что оно означает :)



И ещё море:



Прозрачное море:



Все. До свидания, Осло, мы поехали на юг! Но мы ещё вернемся, так как двух половинок дня в городе и одного вечера на окраине катастрофически мало :)

Следующая остановка - Тусенфрюд, парк аттракционов в 14 километрах от Осло по E18 в сторону Швеции.

Tags: Скандинавия, выставки и музеи, путешествия
Subscribe
promo mama_gremlina january 13, 2019 20:01 37
Buy for 100 tokens
Весь Крым за 32 дня и около 10000 километров от дома до дома. Весь, за редким и незначительным исключением. Мы бы и весь объехали, но 32 дня не резиновые, а некоторые места такие прекрасные, что мы просто не могли заставить себя сорваться через одну ночь и ехать дальше... Я наконец созрела…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments