Мама Гремлина, Горыныча и Василисы (mama_gremlina) wrote,
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы
mama_gremlina

Снова Швеция. Наскальные рисунки.



Чтобы успеть на паром и иметь возможность хотя бы день посвятить Копенгагену, и хотя бы день ещё на обратном пути провести в Эскильстуне, мы должны были к вечеру попасть на территорию Дании. Однако, мы не погли проехать мимо отмеченного у меня на карте "места, имеющего культурную ценность" под громким названием "наскальные рельефы". Это и будет нашей первой остановкой.

Мы едем по побережью, с Северного моря дуют устойчивые сильные ветра, настолько сильные, что даже лес растет в наклоне "от моря". Поэтому количество ветрогенераторов по дороге зашкаливает, на радость младшим участникам турне и на спокойствие старшим:





Границу мы снова проезжаем, почти не заметив. Перед ней наконец находим терминал с оплатой платной дороги, но он быстро (мои даже сфотографировать не успели) берет у нас с карты всего 20 крон и категорически отказывается брать ещё. Мы не настаиваем. Дальше едем по территории Швеции.

Послушно следуя указателю со значком "цветочек" на коричневом фоне, сворачиваем с трассы в предвкушении, но, проехав довольно много по очень красивой дороге (слева скалы, справа - поле), единственное, что находим - скелет информационного щита с тематическим оформлением:



Ещё немного покрутившись по окрестностям, доехав до прибрежного городка, вернувшись, сворачиваем в местный кемпинг, чтобы спросить у администрации дорогу. Администрация не то что дорогу не знает, администрация не знает даже про музей и наскальные рисунки. Неудивительно, я знавала людей, живущих в центре СПб и никогда не бывавших в Эрмитаже, потому что "я в живописи не разбираюсь"...
Тем не менее, у них я беру со стойки туристический буклет, в котором имеется более крупная карта, и мы понимаем, что просто рано свернули с E6. Кстати, потом я узнала, что означает коричневый указатель с цветочками. Это указатель на маршруты, любимые королевскими сеьями. В Дании такое тоже есть, там я и узнала.
Возвращаемся на трассу, и через некоторое время по указателям довольно легко добираемся до цели.



Музей Витлюске




Поселения бронзового века представляли собой рассыпанные по территории маленькие фермы. На каждой жили одна-две семьи (если две, то все равно близкородственные, например, родители с новыми детьми и старший ребенок со своими детьми). Тем не менее, все они располагались довольно близко, чтобы вместе проводить ритуалы, праздновать, сеять и собирать урожай и... строить корабли. Вот карта всех поселений данной местности:



В окрестных лесах на скалах художники (а возможно, что один и тот же художник) бронзового века создали сотни рисунков, изображающих повседневную жизнь, битвы, религиозные сюжеты... И на основе бытовых рисунков, расшифровав их и упорядочив, создатели музея придумали семью и историю этой семьи рассказали на нескольких плакатах. Итак, знакомьтесь, слева стоят Ненна и Алавин и их близнецы, Глигг и Глэр (а справа - прадед рода Аказ, который нашел бронзовое месторождение):



Рядом на стенах описывается жизнь племени. У Алавина и Ненны - пятеро детей, из них двое близнецов. Родители Алавина помогают молодой семье, в том числе занимаются детьми (в бронзовом веке уже была роль бабушки!). В поселении живет скот, растут съедобные растения, есть мастерская. Ненна делает одежду:



Кстати, есть игра про то, как одевались люди разных народов того времени (я победила и собрала все правильно):



А в этих коробочках - материалы, из которых делали одежду и обувь (можно потрогать):



Но последние несколько лет были тяжелыми для племени, плохие урожаи, люди голодают... Тогда Ненна решается отправить в ритуальное путешествие своих близнецов. Близнецы ассоциировались с Солнцем и Луной, которые не могут встретиться на небе, и раздельное путешествие близнецов, которые всегда были вместе, может, как считалось, изменить будущее и умилостивить богов. Тем более, что они должны были пойти в разные стороны в соседние поселения за бронзовыми барабанами, которые когда-то звучали вместе, а потом были разделены и увезены... На рисунке Ненна кладет детям в сумки амулеты:



Вот за такими барабанами пошли дети:



Как барабаны покинули поселение? Один был уплачен за Аказа (история которого тоже рассказана в рисунках на стенах музея) попавшего когда-то давно в плен во время битвы. Второй - украден.

А тем не менее, бронзовый мир был опасным местом. Помимо диких зверей встречались нехорошие люди. Вот, например, череп другого подростка, найденный в тех местах. И реконструкция причин его смерти по отверстиям в скелете. Этот подросток был найден в массовом захоронении вместе ещё с 21 человеком, среди которых было много его ровесников и детей до 15 лет. Причем некоторые повреждения "не были летальны". То есть, как я поняла, вместе с мертвыми после битвы зарыли и тех, кто был ещё жив, но в тягость остальным из-за ранений...



Бронзовые топоры:



В центре первого зала - круглая стена, на которой размещены самые известные петроглифы окрестных скал, а если перевернуть картинку, на обратной стороне будет объяснение, что же тут изображено:



Эта стена огораживает небольшое помещение со скамеечкой, силуэтом художника-резчика и описанием особенностей его труда:



Что касается путешествия близнецов, то они добыли свои барабаны, встретились в том месте, где когда-то был взят в плен родоначальник Аказ, рассказали друг другу у костра свои истории и вместе вернулись домой.



Дома в честь их возвращения устроили праздник и затопили в море большой меч - в качестве жертвы. Этот меч археологи тоже нашли и реконструировали:



В бронзовом веке у скандинавов не было письменности, и рисунки на скалах - способ сохранить летопись племени. Но помимо исторических, есть множество религиозных рисунков. Уже тогда начинала складываться система языческих скандинавских верований, и часть рисунков содержат что-то типа молитв. О плодородии (свадьбы богов). О фертильности (свадьбы людей, беременные женщины). Об успешной охоте (убитые звери). О победах (воины и корабли). И так далее. Помимо круглой стены в середине первого зала, с интересными рисунками и их описаниями, по периметру размещены более подробные пояснения по особо важным петроглифам. Очень много петроглифов описывает проводимые ритуалы. Время такое было... ритуалами была пропитана вся жизнь. Закопать вороний череп у порога, чтобы нечисть не пришла из леса. Повесить на себя амулеты и расставить по дому обереги. Станцевать у костра, чтобы мертвые остались в могилах, а не пришли в поселок. В общем, защититься всеми способами...





Археологи рисунки ценят, те доказывают и рассказывают. Например, когда и какие скандинавы начали делать корабли:



Конечно, петроглифы не выглядят так ярко и красиво. Это их археологи раскрашивают, чтобы было понятнее. Неусовершенствованные они выглядят примерно так (это искусственные):



А это - настоящие, но раскрашенные:



Реконструкция фермы бронзового века


К основному зданию музея примыкает парк-реконструкция фермы. Парк обнесен забором, а на калитках просьбы обязательно закрывать их за собой (и чуть дальше мы увидим, зачем).



Когда-то именно на этом месте была такая ферма. Правда, в то время с порога дома были видны волны: в 1800-500 годах до нашей эры, когда скандинавы учились работать с бронзой, уровень моря в этой местности был на 17-9 метров выше. Фермы строились прямо на побережье. И кроме того, было значительно теплее. Вот такой огородик возделывали женщины бронзового века:





Даня - добыватель огня:



Корыто из бревна. Бронзовым инструментом такое, конечно, сделать проще, чем каменным:



Дом снаружи:





Дом внутри.







Дома состояли из единственной комнаты с очагом посередине. В длину - около 40 метров, в ширину - 6-8. Над очагом висела шкура. По периметру - всякие сушеные припасы. Поленница для очага. Лавочки. Колыбелька. Уютненько. Все поколения семьи жили вместе.

Но потом климат резко изменился. Стало холоднее, и животных пришлось начать держать внутри дома. Дома стали больше и появилось разделение на помещение для людей и для животных. Можно было бы, конечно, строить животным отдельные дома - хлевы, как это было сделано в наших местностях, но... с животными в доме было гораздо теплее. Вот внутри дома нового образца помещение для животных:







В том же помещении плуги и другие инструменты:



Ну а помещение для людей выглядит почти так же. Вот какой дом снаружи (чуть больше, чем предыдущая версия, а так все то же самое):





Мастер-классы ремесел бронзового века. Вообще-то платные, но пока мы с Максом рассматривали дома, Данька успел вписаться "за так":



Разумеется, не все в бронзовом веке было из бронзы. Она нужна была только для военного оружия и элитных украшений. Повседневные наконечники для охоты и крючки для рыбалки, кухонные ножи и т.д. были по прежнему костяными, каменными, деревянными:



При ферме работает "археологческая школа" для детей 7-12 лет. По вторникам, четвергам и пятницам, по утрам, до 12.30. Стоит 100 крон. Детям дают покопаться, найти и почистить что-нибудь на месте настоящих раскопок, а также понять, что такое они выкопали. Мы были там хоть и в правильный день, но позже, чем положено, поэтому Данька в школу не попал. Но вдруг кому-то больше повезет, имейте ввиду.



Покидая ферму, отправляемся в прилегающий к ней лес-парк. В нем тоже реконструированы многие элементы жизни древних людей. Наприер, есть загон для свина. Плакат поясняет, что люди бронзового века разводили овец, свиней, коз, лошадей и держали собак, но все животные были мельче, чем те, к которым сегодня привыкли мы.



Недалеко от поселения - капище с фигурами богов:



Охотники добывали оленей, медведей, волков и лис. А вот лоси, нынешний символ Швеции, тогда были довольно редки. Чтобы поймать зверя, люди придуывали разные ловушки. Что это такое на фото:



А вот что:



Ловушка для лисы:



Капкан для оленя:



В парке несколько мощных елей. Такие ели были изображены древними художниками на камнях, и археологи делают предположение, что люди им тоже поклонялись:



А вот и те, от кого надо было запирать калитки - пасутся без оградки, по всей территории, где хотят:



Петроглифы


И, наконец, мы спускаемся со скалы, на которой находятся музей и ферма, переходим через дорогу и отправляемся в лес с гладкими скальными выступами, на которых и были найдены рисунки. Разумеется, мы самое вкусное оставили напоследок. Петроглифы Танума (так называется местность, где мы находимся) были созданы в интервале от 1000 до 500 года до нашей эры. Они изображают корабли, людей, животных, плуги, колеса... Для работы художники использовали какой-то твердый камень, тверже, чем скала. Предположительно, кварц. Сейчас петроглифы заполнены краской для удобства изучения. Были ли они закрашены в оригинале, неизвестно...

Экскурсовод рассказывает группе, кажется, немцев про петроглифы самого большого скального выступа:



Вот такие они:







Фотография, сделанная с целью демонстрации того, что рисунки высечены в скале:



Рядом с камнем есть плакаты, объясняющие самые интересные изображения, но... они на шведском. Впрочем, самые интересные мы уже видели в музее и читали, что они обозначают.

Идем дальше вверх по скале, смотрим вокруг на красивую природу:





Указатель обещает нам кладбище Розена через триста метров:



А вот и оно. Это один из способов захоронения: засыпать камнями. Именно в бронзовом веке появляется стремление не просто похоронить своих умерших, но похоронить так, чтобы было видно, где они похоронены. Чтобы было можно помнить и показывать следующим поколениям:







На скалах как будто потеки, явно не искусственные. Ледник, может, полз и тащил по скале более твердые камни?



А дети пасутся в зарослях голубики:



С трудом вытаскиваем их оттуда и идем смотреть остальные камни с рисунками. Черточки на корабле - это члены команды. Звери, похожие на страусов - это грачи. Символы весны и обновления, посредники между людьми и богами. А ещё грачи были символами кораблей и других средств передвижения. Так что тут первый художественный прием "метафора". Несколько кораблей в виде кораблей, а несколько - в виде грачей.



А эти маленькие ножки слева - следы бога. Древние скандинавы считали неуместным изображать главного бога, поэтому единственный способ его нарисовать - показать следы. Смотрите, следы огораживают мир. Слева от них - пустота, нет ничего:





Человек со стрелой в спине:



Люди и лошади (считается, что эти рисунки - про нашествие кочевников, которые и сюда тоже добирались):



Бык:



Кораблики:



Напомню, что по этим рисункам археологи восстановили целую летопись местного поселения и, придумав имена и внешность её героя, поселили их в музее, о котором я писала в начале этого длинного текста :)

Все устали. Надо ехать дальше.



Было ужасно интересно, и долгие поиски этого места к концу наших походов по Витлюске совсем забылись, перекрытые яркими впечатлениями. Но чтобы тем, кто поедет туда после нас было легче, вот GPS-координаты стоянки при музее:

Tags: Скандинавия, выставки и музеи, история, люди, путешествия
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments