Трехэтажный. Мультитематический. Бесплатный. Есть детская экспозиция (закрывается раньше других, не попали, но обязательно попадем в другой раз). Есть временные выставки. В настоящее время проходит выставка на тему "белый микроавтобус" (попытка перевода датского названия), посвященная истории красного креста в Дании. Туда не пойдем, попробуем пройти хотя бы основные корпуса.
Заходя в музей, натыкаешься на стадо детских колясок-тростей. Со своей коляской пройти нельзя, нужно взять их трость (бесплатно), а свою пристегнуть на входе. Зато с их коляской можно ходить по всему музею. Спящий Игорь, переложенный в эту коляску, продолжает спать:
Главный холл музея. На первом этаже слева - вход на детскую экспозицию, на третьем слева временные выставки. В дальней части зала - сувенирный магазин. По левому краю - кафе (закрывается очень рано, недоработка, чуть ли не на два часа раньше музея). Можно есть в кафе, а можно подняться на второй этаж и сесть за столик. За те столики, кстати, можно садиться и со своей едой, и об этом прямо говорит табличка у входа. Чтобы не стеснялись, видимо. Справа сразу у входа вход на основную часть экспозиции, о древнейшей истории Дании. Если следовать логике и здравому смыслу, то можно пройти лабиринты мущея от древнейшей до новейшей истории (это третий этаж), не выходя в главный зал. Но можно разбить изучение на фрагменты, сегодня посмотреть кусочек, а завтра - другой. В каждую часть музея есть свой отдельный вход отсюда:
Мы решаем начать с начала, и первое, что мы видим - восстановленные скелеты древних людей и животных, коллекцию каменных и костяных инструментов, найденных как на территории Дании (в основном), так и в других уголках мира (для сравнения):
Под стеклом - скелеты матери с трехлетним мальчиком, встретивших на прогулке медведя. Ирония в том, что у мальчика был амулет, который должен был сделать его сильным, и амулет, который должен был защитить от медведя. Не помогли. На поясняющей табличке написано что-то типа "семья потеряла сына, мать и надежду на нового охотника". Дело в том, что матери было уже много лет. Может, у неё долго не было детей, и потом появился этот мальчик, а может, все старшие погибли, но так или иначе, на мальчике было необычно много амулетов и дорогих для древних украшений. Фото, наверное, не буду, оно грустное.
Идем дальше. Начинает развиваться гончарное дело, хоть пока и не в виде ремесла, а для себя. Горшки и кастрюльки все более правильной формы, а некоторые даже с попытками украшательства:
Обо всем этом подробно рассказывают плакаты, где написано не только пояснение типа "это наконечник из того-то, а это - горшок для клюквы", но и протягивается единая историческая нить, на которую нанизаны все эти наконечники и горшки. Если бы я была датчанкой, я бы сюда детей водила не столько страной гордиться, сколько прослеживать вообще историю человечества...
Дальше появляются металлические изделия:
Металлические изделия облегчают жизнь - остается время и силы для "желаний странного". Появляются запросы на красоту и возможность их удовлетворить:
Янтарь - золото севера:
Такую же лошадку мы видели в музее Витлюске, помните? Лошадка, которая везет солнышко. Эта создана предположительно в 18-17 веке до нашей эры, а найдена в 1902 около Трундхольма, с тех пор и является "жемчужиной национального собрания":
Камень и глина сменяются металлами, появляются кладбища, как свидетельство развития культуры и религии, а на кладбищах надо как-то различать, кто где похоронен, и приходит время для появления рунической письменности. В переходе от древнейшей истории к древней стоят надгробия с рунами (и между прочим, ничего особо скарального эти руны не изображают, а просто "здесь лежит Асгард, умер тогда-то, похоронен братом Освальдом, который и надпись написал"):
Еще в переходе - любимое развлечение скандинавов, восстановление лиц королей и королев по форме черепа:
Дания принимает христианство в восьмом веке, раньше, чем все остальные скандинавские страны (из-за особенностей географического положения). Следующая серия залов посвящена развитию раннехристианской культуры:
Мироносицы у Гроба:
Какие у них лица, совсем не похожие на те, что на привычных нам иконах, правда?
Поразило, что многие скульптуры повреждены, сильно повреждены, и выставлены невосстановленными. Я сфотографировала изображения с самыми незначительными повреждениями, есть и более грустные, фотографировать которые у меня рука не поднялась. Не знаю, каким словом описать мои ощущения... Не скажу, что оскорблены мои религиозные чувства... Ну, скажем, самое подходящее словосочетание - "острое печальное недоумение":
Искусство развивается, но в первую очередь применяется для создания религиозных изображений (собственно, и почти во все остальные очереди тоже). Появляются витражи:
И роспись по дереву:
Резьба по кости:
Драгоценная инкрустация:
Книга книг из церкви Хорна в Фунене (1225 год):
Корона и крест короля, 1520 год:
Зал, посвященный менее христианским развлечениям королей:
И почему-то рядом находится колодка для заключенных. Ножная.
Календари:
Фрагменты изразцов:
Посуда:
Макс, щит и алебарды (а говорят, что в средние века люди были невысокими):
Горшки с монетками,
Сундучок:
Потом начинается выход на широкую публику науки, которая раньше спокойно жила под надежными крышами монастырей. Появляются, например, механические часы (здесь не видно, но механизм соединен и работает в результате действия веса камня, подвешенного под потолком):
И весы:
Искусство тоже выходит из тени догматики, пугливо озираясь, кирхи и замки становятся все более украшенными, праздничными:
А потом наступает рыцарская эпоха:
И возврат к мрачному и аскетичному готическому стилю:
Строгость не только в быту, но и в кирхах:
Серебро вместо золота:
Первое дуновение весеннего ветра:
И ренессанс! Возрожденческая часть музея начинается с посуды. Посмотрите, какие удивительные кубки из наутилусов:
Резные кровати:
И потолки:
Картина, нарисованная так, что выглядит пропорционально в своем отражении в круглом металлическом столбе:
Картины-панорамы, которые выглядят объемными, если смотреть на них из определенной точки (через глазок):
Хоровод, хоровод:
Интерьеры становятся все более современными:
Барокко, шпалеры, печка и стул без спинки (кто видел дворцы Петербурга и пригородов, не смотрите)...
На этом мы устаем, останавливаемся и решаем идти пить кофе в кафе музея, не зная ещё, что оно давно закрылось. Чтобы попасть в центральный зал, надо пройти по застекленному коридору, проложенному через внутренний садик:
Посмотрев на закрытое кафе и грустно погуляв в сувенирном магазине, в котором нет почти ничего уникально датского (зато в изобилии норвежские корабли викингов и шведские лоси), возвращаемся в машину и выезжаем из Дании по платному мосту через море.
Journal information