?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Наконец-то здесь появится текст, в котором букв будет хоть чуть-чуть, но больше, чем картинок. Музей, в котором мы случайно побывали в предпоследний день путешествия, заслуживает вербального описания, потому что о нем достаточно мало кто знает и мало кто раньше писал. Да и мы бы запросто его проехали, если бы в те несколько секунд, что прошли от появления указателя на трассе до поворота в городок, не было перерыва в семейных песнопениях по музыкальной книжке Игоря. Но случилось так, что Даня заметил город с интересным названием, Макс среагировал на него и объявил, что Хускварна - марка мотоцикла, я увидела неприметный коричневый указатель и сообщила, что тут есть музей фабрики, и через секунду мы уже сворачивали с трассы.

Входим в ворота с узнаваемым логотипом:



Фабрика стоит рядом с гидроэлектростанцией (современной, построенной на базе старинной), которую после музея мы пойдем искать в долину (и найдем). Механизмы:



У вспомогательного здания напротив входа в музей отдыхают байкеры. Эти настоящие, приехали из Германии на мотоциклах. Вообще, в музее ожидаемо много мотоциклистов. Ходят в экипировке, восхищаются стиральными машинками древней техникой:



Изначально фабрика возникла с целью обеспечения королевских оружейных нужд: здесь производили мушкетные стволы. Отсюда, кстати, и логотип - силуэт классического мушкетного прицела. Сначала фабрика размещалась в Йенчепинге, но в 1689 году была перемещена сюда, на водопады городка Хускварна.



В 1757 году фабрика стала частной и получила название "Хускварна". В первом зале рассказывается история оружейного дела, есть плакатик с объяснением принципов действия спусковых механизмов оружия разных типа, фотографии инженеров-изобретателей и, конечно, само оружие:



Фабрика росла, к началу 19 века число работающих подобралось к тремстам. Была выстроена целая фабричная деревня для их проживания вместе с семьями. В каждом восьмикомнатном доме жило от четырех до восьми семей. В 1819 году сменился владелец, фабрикантом стал Густаф Стур, который в 1822 году по настоянию совладелицы, жены брата, устроил при фабрике школу для детей рабочих и инженеров, а ещё через пять лет - заводскую церковь и кладбище. Вот школьная парта:



В начале 19 века Хусквана была крупнейшей оружейной фабрикой в Швеции, а затем постепенно начала расширять сферу интереса и начала со швейных машинок (хотя оружию все равно не изменила, параллельно занималась выпуском ружей, пистолетов и револьверов). Директором фабрики на тот момент был Хьюго Тамм. Вот первая швейная машинка, выпущенная фабрикой в 1860, её официальное имя "Северная звезда", а люди прозвали её "шипящей кошкой" за силуэт:



Конструкция была не самой удобной, поэтому выпущено всего 500 экземпляров. Дело осложнялось ещё и конкуренцией с раскрученным брендом "Зингер", чьи машинки с удовольствием покупали во множестве стран. Тем не менее, в 1883 году, после перехода фабрики под управление Вильгельма Тамма, Хускварна сделала вторую попытку и выпустила машинку "Фрея", оказавшуюся более удачным проектом. А мне вот кошечка с предыдущей фотографии нравится, я бы такую в дом для красоты поставила (шить-то я не очень умею, поэтому мне удобство конструкции безразлично). Вот Фрея:



Но на швейных машинках Тамм не остановился, и фабрика начала производство... велосипедов, сейфов и стеклопакетов металлических оконных конструкций:



На фото плохо видно, но это окно зафиксировано в открытом состоянии для проветривания. Сейчас наши стеклопакеты имеют сходную функциональность, только открываются не нижним, а верхним краем:



Сейф:



Вязальная машинка:



От велосипедов и вязальных машин недалеко и до мотоциклов, правда? В 1911 году после смерти отца фабрикой стал управлять Густаф Тамм и его кузен Вильгельм Гёранссон. Густаф увлекался техникой вообще и мотоциклами в частности. Именно он заставил фабрику на долгие годы стать одним из известных мотобрендов. И к 1935 году она вовсю выпускала вот такие чудесные штуки:





У Густафа было трое детей, один из них - Стиг Тамм - основал заводской журнал, впервые выпущенный в 1945 году, а также запустил несколько проектов по разработке автомобилей, в которых играл роль мозга и сердца, но не довел их до конца, потому что погиб в Африке в 1950, куда поехал с целью строительства филиала фабрики. Поэтому Хускварна не славится как известный автобренд. Вот такой журнал:



А вот такие могли бы выпускаться машинки:



В 1946 году Густаф Тамм погиб, по собственному желанию отправившись воевать, и директором фабрики почему-то становится не один из его сыновей, а посторонний товарищ, Тур Эберг. Для фабрики (напоминаю, сначала известнейшей оружейной, а затем культовой мото) это стало поворотным моментом. Тур Эберг принимает решение начать выпуск продукции для домохозяек. В невоевавшей официально Швеции в то время набирают силу феминистические движения, со стен смотрят плакаты "а в чем ты помогаешь маме?". Машинное облегчение домашнего труда становится модным трендом, и Тур Эберг "поймал волну", запустив заводской проект "Дом для человека". И Хускварна быстро стала в Швеции чем-то таким, чем сейчас является IKEA.







В 50-е годы 20 века выпускались электрические, газовые и дровяные плиты, холодильники, посудомоечные машины, столовые и кухонные приборы, грили, электрические и механические швейные машины, стиральные машины с загружаемой массой от полутора до 12 килограмм, раковины и ванны, обогреватели и бойлеры, камины, но не были забыты и велосипеды, мопеды, мотоциклы и оружие (правда, теперь это было преимущественно охотничье оружие). В настоящее время бренд "Хускварна" (помимо самой Хускварны, до сих пор выпускающей бензопилы и прочие газонокосилки) используется тремя компаниями: VSM (швейные машинки), Electrolux (бытовая техника) и BMW (мотоциклы).

На этом исторические залы заканчиваются и начинаются выставочные, показывающие спектр выпускаемой продукции. Начинается все, конечно, с мотоциклов:













Мотомоторы 49 года (118 кубиков, три передачи, четырехканальная продувка):



Мотороллер, похожий на нашу Вятку:



Трицикл:





Этот мотоцикл - 1929 года. Объем двигателя - 350 кубических сантиметров. В 1930 году на этом мотоцикле упомянутый выше Стиг Тамм развил скорость 159,6 километров в час (в 1930 году, ага):



Завод Хускварны вовсю участвовал в мотосоревнованиях, но не только своими проданными мотоциклами, была и внутренняя фабричная команда мотогонщиков:



А вот её награды, вымпелы и кубки:



А вот эту границу мы с Игорем нарушили, решив потрогать технику. Только я наклонилась над цепью, сразу зазвенел звонок, мы испугались и так и не потрогали...



Известный скандинавский мотогонщик - Бо Гранат, неоднократный чемпион Швеции, а в 1999 - победитель европейского чемпионата классики. Родился в 1939 году (это он в 60 чемпионат Европы-то выиграл, знай наших) и связал свою жизнь с мотоциклами после того, как приобрел свой первый мопед, конечно, Хускварновский.



А вот мотозвезда фабрики Хускварна - Микола Хейки:



В зале с мотоциклами есть плакатик о том, как получился современный логотип Хускварны из мушкетного прицела и логотипа исходной оружейной фабрики в Йёнчепинге:



Инструменты и детали:



Маленький мотоциклик:



Идем дальше, в зал с военой мототехникой:





Хускварновские велосипеды всех видов, и с багажниками со всех сторон, и женские, и трехколесные, на любой вкус:



Логотип (смотри заглавное фото) собран из мото и велодеталей. Вот поближе:



А вот так мотоциклы Хускварны поставляются заказчику:



Последний зал первого этажа - реконструкция фабричной мастерской по производству ружей, в которой работают люди. Рядом с рабочим местом каждого - подробное описание, чем человек занят, что ему для этого нужно, кто он такой и его фотография (реального человека за реальной работой). Вот, например, столяр Пол Лильенберг, чьей задачей было изготовление деревянных частей ружья:



Вот - гравер Ханс Свенссон:



И сборщики, один - механизмов и металлических конструкций, другой - всего ружья целиком:



Надо сразу признаться, что в этом небольшом зале очень много разной информации об истории оружия, типах ружей, устройстве ружей, но... я во-первых плохо разбираюсь в технической стороне вопроса (это в мототеме я более-менее компетентна благодаря Максу), а во-вторых, мне это было менее интересно, поэтому я просто полюбовалась на мастеров, почитала про них и их работу, а вчитываться в остальные плакаты не стала. Нам нужно было ещё посмотреть второй этаж музея... Но я нафотографировала все тексты и когда-нибудь обязательно прочту и стану специалистом по оружию. Может, даже напишу про это :)

Второй этаж начинается с зала, где выставлены разнообразные фабричные станки, инструменты и устройства, от самых древних до современных.



Подробно описаны технологические процессы фабрики: литье, плавка металла, прессовка и многое другое, их история и результаты. Например, искусство литья металла родилось в Египте примерно 4000 лет до нашей эры, в Китае - 2500 лет, а в Европе, в том числе Скандинавии - в 16-м веке до нашей эры, в самом конце каменного века. Начали все с бронзы, но постепенно осваивали новые металлы: золото, серебро... железо. Первое металлическое изделие из железа в Хускварне отлито в 1874 году, 19 марта, в 1884 году была отлита первая дровяная кухонная плита (стоила 68 шведских крон и была предметом роскоши), а в 1885 фабрика уже обладала самым мощным сталелитейным цехом во всей Швеции. В 1890 начался выпуск мясорубок, и до 1971 года, до прекращения их выпуска, их было сделано 12 миллионов (из них 10 - на экспорт).

Отливочная форма (для мясорубки):



Отливочная форма (для кучи утятниц):



К 1936 году производство было не только самым масштабным в Европе, но и самым современным. В 1948 году введено повторное использование металлолома для отливки продукции. С 1960 стали набирать иностранных рабочих (преимущественно финнов и югославов), своих стало не хватать, так как Хускварна стала заниматься обеспечением металлоконструкциями других, более тонких, производств (Эрикссон, Сименс, Сааб-Скания и Вольво). Но в 1971 году в связи с изменением законодательства производство литых конструкций становится экономически невыгодным, и Хускварна его закрывает, сосредоточившись на швейных машинках и бытовой технике. А вот - фотография довольного чумазого мастера с металлической половинкой швейной машины:



А это - станок-пресс. Первое прессованное изделие - цинковое колесо для швейной машинки - было выпущено в 1944 году.



Хускварна первой в Швеции начала использование магния в производстве. Эффективность и мощность это повышало, но в 1974 привело к большому пожару, очагом которого стало как раз хранилище магния. Но пожар только казался страшным, несмотря на то, что он охватил всю фабрику, большого ущерба ей не причинил (а чему там ущерб причинять, все же металлическое). Фабрика возобновила работу.

Ещё станков?





Перед началом работы внимательно прочти инструкцию!





Опять всякие инженерные штучки, нравятся мне которые:



Ну красота же?



Инженерный калькулятор с синусами и прочие замечательные вещи:



Предпредпоследний зал посвящен оружейной продукции фабрики, в том числе современным охотничьим ружьям (но не только современным и не только охотничьим):





Патроны, пульки и порох:



Инструкции по применению:



Как изготовляют стволы:



Ружье-трость:



А под потолком - лесная инсталляция:



Предпоследний зал - лесная и садовая техника, то самое, на чем фабрика специализируется сейчас. Бензопилы и роботы-пылесосы Хускварны можно купить в любом шведском мало-мальски большом городке (а на выходе лежит рекламный буклет с ними, толстый-толстый).



Началось все с решения выпускать моторы отдельно от мотоциклов, принятого в конце 1950-х. Моторы были хорошо востребованы. Их вешали на лодки, встраивали в газонокосилки, и однажды руководители фабрики подумали, а почему бы не повесить мотор на лодку и не встроить его в газонокосилку самим? Или даже в пилу:





Брандспойнт:



Подумаешь, газонокосилки, триммеры... Суровые шведы выпускают в Хускварне триммеры для деревьев:





Впрочем, для газонов тоже есть техника:



Вот такая она была раньше:



А вот такая - сейчас (это робот-газонокосилка, он там ездит по искусственному газону и делает вид, что косит его, а Игорь и Данька внимательно за ним наблюдают и делают вид, что верят):



Ну и последний зал - вся бытовая продукция Хускварны за разные годы. Действительно напоминает стилизованную Икею. Про каждую вещичку есть табличка с названием модели и историей создания. Все стоят в ряду себе подобных, упорядоченном по времени выпуска. Можно ходить вдоль и видеть, как становятся все более гладкими, округлыми, космическими стиральные машинки, холодильники и микроволновки. Или велосипеды:



Вот на этом спортивном велосипеде в 1955 году Карл Йоханссон проехал 90 километров со средней скоростью 38,3 километра в час. Я знаю, что меня иногда читает один профессиональный велоспортсмен, пусть он скажет мне, это круто или так себе?



Печки-обогреватели:





Утюги:



Вафельницы:



Макса чем-то заинтересовали мясорубки. Я всегда подозревала, что он там у себя не только машинками занимается:



Гладильные машины:



Швейные машинки, от древнейших:



До почти современных:



И совсем современных, умеющих вышивать цветочки:



Сапожная швейная машинка (я бы тоже не догадалась, если бы не недоделанная обувь слева на полках):



Стиральные машинки:



Плиты:





Длинную середину ряда я пропускаю, а про последнюю написано "космические технологии - на кухню":



Есть и военно-полевая плита:



На выходе - рекламный зал с последними моделями выпускаемой продукцией и заманчивыми красивыми картинками. И перед самой дверью - стол с буклетами, где мы ничего не берем, потому что не собираемся покупать робота-газонокосилку:



Очень медленно получается у меня писать. Малыш мало спит, работы перед семестром много... Хотела наши того же дня поиски гидроэлектростанции, на которой стояла фабрика, сюда встроить, но меня уже настойчиво зовут. Видимо, нужно разделить на два текста (кроме того, и так большой объем информации получился). Так что завтра буду писать про прогулку по долине Пуста и показывать красивые фотографии природы, водопадов и старинной гидроэлектростанции.
promo mama_gremlina august 10, 18:15 60
Buy for 20 tokens
Вопреки здравому смыслу и правилам начну с оглавления. А потом по мере сил и времени буду подкладывать тексты про города, музеи и переезды под выделенные красным слова. Оглавление пока положу в свой промо-блок, чтобы не потерялось. Итак, сначала общие данные. Мы проехали 9335 километров. По плану…

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
rainhard_15
Aug. 21st, 2015 02:42 pm (UTC)
Спасибо.
mama_gremlina
Aug. 22nd, 2015 06:51 am (UTC)
Re: Спасибо.
Пожалуйста-пожалуйста! И спасибо тоже - за разделенную любовь к технике :) Или за что спасибо было?
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

mama_gremlina
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow