?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



День клонился к вечеру, до Эскильстуны было ещё километров триста, а нам надо было успеть пересобрать машину, помыться и выстираться. Что мы решили делать после музея Хускварны? Садиться в машину и спокойно ехать в Эскильстуну? Не, не слышали. Конечно идти в долину Пуста (Pusta Leden)! Искать гидроэлектростанцию и водохранилище, из которого по нашим предположениям должна была вытекать речка с водопадами.

Долина Пуста - природный памятник, необычная для южной Швеции экосистема. Она является частью долины озера Веттерн (младшего брата озера Венерн, отделенного от него широким скальным массивом), длинного, но узкого. Широколиственный лес, близость водопадов, тепло от фабрики - создали уникальную климатическую зону, что привело к появлению флоры, сильно отличающейся от той, к которой привыкли в этих широтах.

Сначала два вида на долину из заводского двора (помните, где байкеры отдыхали). Красивый кирпичный то ли склад, то ли цех:



И водопады вдалеке (ближе не подойти, а увеличение на телефоне работает так, что лучше бы совсем не работало):



Заголовочное фото зовет нас в шведские джунгли, хищно вываливающиеся прямо на дорогу. И мы смело врываемся в их прохладный полумрак:



Для удобства туристов в 1986 году в долине были проложены деревянные настилы и мостики, размечены живописные маршруты.



А вот эта лесенка - старинная, она появилась одновременно с электростанцией. Коляску мы оставили у её подножия:



И очень высокая:



Но в 1986 году и эту лесенку обновили:



Первая же табличка, рассказывающая о флоре долины, посвящена сине-желтым "редким" растениям, Melampyrum nemorosum, прозванным "шведскими солдатиками" за окраску, похожую на цвета мундира. Но у нас эти редкие растут вдоль каждой лесной дороги и называются "Иван-да-Марьями", поэтому я их не фотографировала. А сфотографировала более экзотичные плети неизвестных мне растений, похожих на помесь брусники и плюща:



Вышеупомянутая лесенка приводит нас на мост над водопадом:



Вид сверху:



Ветер, шум водопада, шелест деревьев и звуки птиц. Стоим несколько минут (Данька бегает по металлическому мосту, добавляя в классическую симфонию немного современного арта) и продолжаем путь вдоль трубы, конец которой находится во дворе музея фабрики. Это фотография сделана человеком, стоящим на трубе сверху (вытертый хребет трубы как бы говорит нам о том, что этот человек не был пионером-первооткрывателем идеи):





Там, вдалеке, виден силуэт убегающего Даньки:



В некоторых местах тропинка проходит под трубой:



Или над трубой:



Находим второй скальный уступ, второй водопад и второй, более мостик над ним:



Это - первая дамба, выстроенная над этими водопадами в 1890 году и действовавшая вплоть до 1969, до постройки новой, более современной.



Вид сверху:



Рядом с плакатиком про дамбу - плакатик про редких птиц, живущих в долине Пуста. Это оляпка (cinclus cinclus), серая трясогузка (motacilla cinerea) и малый пестрый дятел (dendrocopus minor). Мы их не видели, только слышали.

Само здание первой электростанции было построено в 1902-1904 году, полностью введено в эксплуатацию в 1906 и выдавало мощность 1770 килоВатт. Сначала станция принадлежана корпорации Мунксьё в Йёнчепинге и питало её завод по производству бумаги. Но в 1963 году станцию продали Хускварне, и она стала источником энергии для фабрики и города.



В долине встречаются дубы-ветераны, возрастом более 300 лет. Раньше, до того, как дубы были признаны национальным достоянием, их использовали в судостроении. Но уже в 1820 году был принят закон, запрещающий их вырубку. В дубах часто бывают дупла, которые служат домом для редких птиц или мелких зверей. Самый старый дуб в долине - ровесник фабрики, ориентировочно рожденный в ранних 1600-х годах:







Прогуляв по долине часа два, мы возвращаемся на стоянку и тратим ещё немного времени на кофе с бутербродами (напомню, что ехать в тот день нам ещё около 300 километров по дороге, по которой мы ещё ни разу не ездили). Пока примус греет воду, я фотографирую корпуса современной фабрики, располагающиеся выше музейных:



Бодрого Игоря на стоянке:



И успеваю сбегать до реконструированного городка Смедбюна, расположенного метрах в трехстах от стоянки:



Это имитация городка времен фабрики, но имитация полностью жилая (и чрезмерно прянично-земляничная, как мне кажется, вряд ли в средних веках все эти домики были бы такими равномерно покрашенными, а палисаднички - ухоженными). То есть, сейчас в этих домиках живут и занимаются средневековыми ремеслами люди, добровольно на это подписавшиеся (по большей части пенсионного возраста, что понятно). Любой турист может зайти в городок, зайти в гостиную любого домика и познакомиться с жизнью горожанина.



Я все это знаю из уст одного из жителей - дедушки, заставшего меня за разглядыванием его домика, подкравшегося сзади с сумкой продуктов и пригласившего войти и посмотреть. За неимением времени от осмотра я отказалась, но зато узнала кое-что про этот городок и про то, что внук этого дедушки женился на русской и живет в России.

Кофе с бутербродами позади, и в лучах начинающего заходить солнца мы движемся в Эскильстуну вдоль озера Веттерн:





По дороге встречаем первую увиденную нами шведскую пробку. Проехав пару сотен метров в черепашьем потоке, видим сначала пожарную машину, потом несколько скорых и много полиции:



Что произошло? Произошла, конечно, авария. Я была готова двумя руками прикрывать глаза двум сыновьям, но... оказалось, что на встречной полосе один водитель немного помял разделительный забор. И стоит рядом, гордо зияя разбитой левой фарой. В окружении скорых и полицейских. Зато сразу после того, как пробка кончилась, мироздание порадовало нас радугой (тоже впервые увиденной за всю поездку):



Дальше был город Линчёпинг, в нем есть музей самолетов. Туда тоже надо когда-нибудь съездить (это Макс любит мотоциклы, а Данька - самолеты), если бы не Хускварна, точно бы заехали. Но было уже больше восьми вечера, и все музеи давно легли спать:



Вдоль всего Линчепинга на трассе стоят памятники разным самолетам:



Потом начался дождь. Потом дождь кончился и мы приехали в помытую, свеженькую, пахнущую озоном Хольсту. Это было около девяти-десяти вечера, точно не скажу. Но к полуночи все уже спали, чистые и сытые. Первый опыт палаточно-автомобильного отдыха в иноземье считаю состоявшимся успешно :)

В последний день было ещё одно музейно-магазинное приключение на весь день, а на следующее утро мы встанем в пять и двинемся в обратную дорогу в Петербург. Скоро на нашем канале: заповедник незабранных вещей из интернет-магазина, катание на узкоколейной железной дороге, две крепости и один кемпинг, современный паром Викинг Грейс и ночные катания по финским дорогам.
promo mama_gremlina august 10, 18:15 60
Buy for 20 tokens
Вопреки здравому смыслу и правилам начну с оглавления. А потом по мере сил и времени буду подкладывать тексты про города, музеи и переезды под выделенные красным слова. Оглавление пока положу в свой промо-блок, чтобы не потерялось. Итак, сначала общие данные. Мы проехали 9335 километров. По плану…

Profile

mama_gremlina
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow