?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Миша

Миша - маленький, тоненький, на голову меньше моего Даньки, хоть и учится в седьмом классе. Мог бы учиться одной левой на отлично, если бы... ему было интересно. Но в общеобразовательной школе ему ужасно, катастрофически, неимоверно скучно. И поэтому он учится на тройки. Логично же? Если я могу решать задачи на два класса дальше, то в этом классе я просто буду смотреть в окно и считать ворон, получая двойки и тройки как за несделанные домашние (скучно, помним?), так и за заваленные контрольные (прослушал какую-то задрипанную формулу, читая Перельмана под партой, а на контрольной, повященной её отрабатыванию, ничего не решил)...

Работать с Мишей было в прошлом году одним удовольствием. За один урок мы растрепывали по целой четверти, и все задрипанные скучные формулы разработанной мной специально для таких как он системой внедрялись в Мишино сознание намертво, держась за руки, обуславливая одна другую, обобщаясь и детализируясь при необходимости. И Миша закончил год на четыре-пять (потому что школьные домашние он все-таки делать так и не стал, впрочем, и за круглыми пятерками там никто особо не гоняется)

В этом году Миша тоже хочет учиться. Где он ещё порешает олимпиады за следующий класс, обсудит занимательного Перельмана и поговорит об обобщении того, что в школе высыпается перед маленькими человечками россыпью отдельных винтиков на парту? Сегодня приходил. Вот несколько эпизодов с урока:

- Знаете, мы на геометрии пишем больше, чем на русском!
- Миша, давай я тебя научу писать коротко, знаками?
- Давайте!
Учу, показываю ему кванторы существования и всеобщности, двоеточие "такое что", принадлежность, пересечение и другие специфично геометрические знаки. Записываю первые две аксиомы на этом языке. Получается по десять символов вместо трех строчек. После тогда, как я записываю выражение знаками и проговариваю, отбирает у меня листок и повторяет, водя ручкой по выражению. Потом, при обсуждении каждого очередного куска теории из первой главы Атанасяна, беспокоится:
- А формулой? Мы запишем это формулой?
Конечно, запишем, Миша! С кем же мне ещё разговаривать на этом прекрасном языке, как не с тобой, если даже студенты его не все понимают...

- Ваш учитель геометрии разрешает записывать рассуждения по своему, или есть формат?
- Она говорит, что ей все равно, как записано, главное, чтобы был верный ответ. Или рассуждение.
- Это здорово! А то многие учителя так щепетильно относятся к форме записи, что даже теорию относительности Эйнштейна отбросили бы за то, что он оформил её на вырванном из тетради листочке
- А что такое теория относительности?
Объясняю на пальцах и общими словами, объясняю, что им созданы формулы для определения параметров тела, в том числе его размеров, которые, оказывается, зависят от скорости, и что формулы классической механики, которые он вот-вот изучит на физике получаются из формул Эйнштейна при скоростях, приближающихся к нулю (по сравнению с околосветовыми)...
- Напишите мне формулы!
- Миш, надо, чтобы сначала тебе показали формулы классической механики, потом ты придешь ко мне, и мы обсудим, как Эйнштейновские превращаются в...
- Нет, напишите сейчас!
- Нет, не напишу! Принципиально! Или давай сейчас все бросим и будем сначала изучать классическую механику, я не против
- Ладно. Я в интернете посмотрю. А потом приду спрошу, если будет непонятно
Приходи, Миша, приходи. С кем же ещё мне поговорить о парадоксах специальной теории относительности, если не с тобой...

Ловит на ходу новое, сразу же проводит аналогии и предлагает новые теоремы (да, они есть в учебнике, там, в глубине, но он их видит заранее), перебивает меня и заканчивает рассуждение сам...

Лучший комплимент учителю:
- А теперь решим последнюю задачу и я отдам тебя маме...
- Мама приедет в 17.30!
- Да, но у нас уже 17.31, но я хочу решить маленькую последнюю задачку...
- Уже 17.31? Почему урок здесь так быстро кончается, а в школе длится так долго?
- Не знаю, Миша...
Знаю, конечно знаю :) Но обсуждать это с тобой, Миша, непедагогично и неэтично по отношению к твоим школьным учителям, которые, может, и хотели бы разговаривать весь урок с тобой одним, и пролетел бы он для вас обоих как одна минутка, но... Но есть ещё целый класс, которому не то что теорию относительности обсуждать, которым бы дроби складывать научиться без ошибок...

Так что приходи, Миша, ко мне. И я цинично украду у твоих учителей твои вопросы, твои озарения, твой интерес и блеск в глазах, вместо них отдав тебе подробные ответы, направляющие подсказки, внимательные уши и все, что будет нужно.
promo mama_gremlina august 10, 2017 18:15 60
Buy for 20 tokens
Вопреки здравому смыслу и правилам начну с оглавления. А потом по мере сил и времени буду подкладывать тексты про города, музеи и переезды под выделенные красным слова. Оглавление пока положу в свой промо-блок, чтобы не потерялось. Итак, сначала общие данные. Мы проехали 9335 километров. По плану…

Comments

( 27 comments — Leave a comment )
astravika
Sep. 14th, 2015 09:00 pm (UTC)
ой, узнаю брата колю, т.е. мишу) одного звали так мило - мойша) Моня) ..только у меня теории о пришельцах, и чтобы он лично сделал на месте талейрана..


Edited at 2015-09-14 09:02 pm (UTC)
mama_gremlina
Sep. 15th, 2015 09:22 am (UTC)
Тоже хорошо, хоть и погуманитарнее, чем у этого Миши :)
Про пришельцев я бы, наверное, не смогла поддержать разговор на должном уровне.
astravika
Sep. 15th, 2015 01:27 pm (UTC)
боюсь,что и я не смогу - ничего про это не знаю) да и смысл?
а всякие личностные рефлексии - да.возможно, если занятию не мешает.
м. был у меня учеником в частной школе,и он был там один - можно что-то было позволить
mama_gremlina
Sep. 15th, 2015 03:35 pm (UTC)
Если занятие по истории, то "что бы я сделал на месте Х" - самое то что надо!

Если по математике, то уже надо по ситуации смотреть.
astravika
Sep. 15th, 2015 04:36 pm (UTC)
абсолютно так же. смотреть по ситуации
но и это совершенно не главное
если по истории, то там важно - найти интерес и внимание к людям. К другим людям! а не к себе и своим представлениям о пришельцах..
но, конечно, интересно прежде всего свое Я)
g_nick_kate
Sep. 14th, 2015 09:56 pm (UTC)
твои вопросы, твои озарения, твой интерес и блеск в глазах Боюсь, что учителям в школе это вовсе и не нужно( За всю дочкину школьную жизнь пальцев на одной руке хватило бы, чтобы пересчитать учителей, которым были интересно, как дети воспринимают их предмет.
mama_gremlina
Sep. 15th, 2015 09:20 am (UTC)
Ну, я все-таки верю в школьных учителей (несмотря на известные мне конкретные контрпримеры). И догадываюсь, что даже если в классе встречается такой Миша, учителю просто некогда общаться персонально с ним, потому что есть все остальные, с которыми если не повторишь пятнадцать раз одну формулу, подставляя разные цифры, они на контрольной ничего не напишут. А это сразу отразится на учителе.

Да, скорее всего, все эти дети, которые не понимают сложение дробей и вычисление степени, могли бы стать Мишами, если бы с ними занимались с глазу на глаз, в той последовательности, с той интенсивностью и той практической интерпретацией абстрактных понятий, которая для них оптимальна, понятна, интересна. Но как же учитель может заниматься индивидуально с 25-ю разными людьми, если на ту же математику выделено всего 5 часов в неделю? Даже учитывая, что с Мишей мы разбираем четверть за урок, 25 Миш - 25 уроков, в четверти уроков, выделенных расписанием, получается как раз ровно столько. Но ведь не каждый ребенок изначально Миша? Значит, большинству потребуется два, три урока... И в итоге четверти на четверть не хватит.

Для школ, я считаю, лучше было бы организовать блочно-модульный метод. Неделя математики, неделя русского, неделя истории и т.д., потом по кругу заново... В рамках такого подхода, даже имея в классе всех 25-ых, можно выделять время на индивидуальное общение, я даже могу предположить, как бы я это делала.

В общем, резюмируя эту простыню с буквами, хочу сказать, что это не учителя виноваты, они бы и хотели, да им никак. Надо учить всех в рамках отведенного времени, по разработанным свыше стандартам, постоянно отчитываясь и лично (что провела, как учила) и контрольными работами...
g_nick_kate
Sep. 16th, 2015 07:16 am (UTC)
Вы - замечательный человек))
Понимаете, в ситуации, когда тот же учитель предлагает после уроков вести дополнительные за плату, то заинтересован ли он в успехах детей в учебное время? В школе складывается ситуация, когда многие учителя даже не в силах поддерживать хоть какой-то порядок. Класс шумит, несколько девочек, которые хотят заниматься, не в силах заставить одноклассников сидеть тихо. Родители главного хулигана легко решают вопросы, спонсируя школьные праздники. Словом, тут не до индивидуального подхода к детям.
mama_gremlina
Sep. 17th, 2015 02:41 pm (UTC)
О, эти родители-спонсоры... Представляете, они же и в институт ходят! Спонсировать пытаются... Претензии предъявляют... Хорошо, что в институте очень разветвленное руководство, и там не так просто продавить преподавателя, будучи "спонсором с улицы"...

И, конечно, учитель, который предлагает за деньги заниматься дополнительно со своими же учениками, это не эталон альтруизма. У меня тоже есть такие примеры. Но все-таки (я же препод, у меня много знакомых учителей) в основной массе они бы очень хотели нести вечное и доброе ещё больше, ещё дальше, очень! Но не могут. По разным внешним причинам. Несут свое доброе в основном те, кто уже заслужил репутацию и может в некоторые моменты наплевать на систему, у кого же репутации пока нет, тех система сожрет мгновенно даже за неосторожный взгляд в сторону "учить по-другому"...

А я, на самом деле, так себе человек, злая и занудная :( Просто удачно притворяюсь, как все мне подобные..
g_nick_kate
Sep. 18th, 2015 07:08 am (UTC)
Моя лучшая подруга одно время работала в школе. Ее на несколько лет хватило, после не выдержала.
Про "притворяюсь" - думаю, что вот даже в журнале невозможно быть другим человеком)
create_gladden
Sep. 15th, 2015 12:29 am (UTC)
Боже, пошли мне такого вот Мишу!
mama_gremlina
Sep. 15th, 2015 09:06 am (UTC)
Мишу не дам, самой надо :)

А вообще, каждому учителю нужен такой Миша (желательно несколько). Для прокачивания внутреннего убеждения "я не зря". Это убеждение очень жить помогает.
veter_v_stepi
Sep. 15th, 2015 06:01 am (UTC)
Я не согласна! Это не кража - подобрать то, что выброшено.
А родители не видят для ребёнка альтернативы школе?

Боже, дай моему ребёнку хоть одного такого учителя!
mama_gremlina
Sep. 15th, 2015 09:12 am (UTC)
Родители спрашивали меня, в какую лучше Мише школу перейти из местных. То есть, они видят, что в той ему не очень. Но у него есть сестра, старше на год, тоже очень умная и хорошая, с ней тоже можно за одно занятие четверть разобрать, но ей как раз школьный формат подходит. Она ответственная, трудолюбивая, педантичная. И прекрасно учится. Вот, с этого года (и с моей подачи) перешла в физматкласс из гуманитарного. И родители хотят, чтобы их необычный Миша был таким же. Сестра-то может? Значит, и Миша может...

Насчет домашнего образования - Мише оно, может, и помогло бы... Но я не рискну взять на себя ответственность это советовать, так как кроме алгебры-геометрии-физики-информатики, которые я могла бы взять на себя, есть ещё всякие русские-английские-химии-биологии... И мне некого посоветовать родителям Миши в этой области, разве что по скайпу, издалека.

Хотя это моя мечта - выучить ребенка на домашнем образовании. Может, Игоря попробую. Потому что Даньку нельзя забирать из кадетки, он военным стать хочет (летчиком), а она дает преимущества.
veter_v_stepi
Sep. 15th, 2015 05:21 pm (UTC)
*Альтернативы школе - я имела в виду *этой конкретной обычной школе.
Почему не тот же физмат?

Про неуспевающих учителей.
У меня была одна такая, неравнодушная. На уроках занималась со всеми поровну.
А потом я приходила к ней после уроков, и она со мной занималась, попутно делая свои дела, проверяя тетради и т.д.
Её имя (кстати, единственное! кроме классной) я помню до сих пор.

Смею предположить, если бы такое отношение проявил преподаватель математики - моя жизнь сложилась бы совершенно иначе.
mama_gremlina
Sep. 15th, 2015 08:08 pm (UTC)
Физмат хорошо бы, но родители боятся, ещё в прошлом году тройки-двойки были, а голых пятерок до сих пор нет.
Хотят перевести его в другую, но у них и так лучшая в районе, наша кадетка, может, получше по уровню, но Мише армейская дисциплина не подойдет...

У меня тоже была классная - математичка, которая приносила мне в начале урока индивидуальные задания, чтобы я не лезла в процесс урока :)
А в конце ставила мне за них пятерки. По одной за одну задачу. Индивидуальный подход, че. Если б Мише хотя бы так... Но не позвонишь же преподавателю и не скажешь, мол, я Мишин репетитор, отвяньте от ребенка, давайте ему индивидуальные олимпиадные и пусть сидит, решает?

Почему не позвонишь, я знаю. Я пыталась договориться в начальной школе с Данькиным учителем на что-то подобное. Не вышло. "Что я, каждому индивидуально задания готовить буду???". "Хммм... а почему бы и нет?" - подумала я, но вслух не сказала... А с пятого класса у них крутой дядька-математик, он с первых недель начал Даньке и ещё парочке приносить индивидуалку. Причем каждому - свою. Молодец, уважаю!
varezhka
Sep. 15th, 2015 10:30 am (UTC)
Все-таки насколько все зависит от учителя. И интерес изначальный к предмету привить и страхи непонимания развеять. Только где вот таких заинтересованных взять?
mama_gremlina
Sep. 15th, 2015 10:46 am (UTC)
Да есть они, изначально заинтересованные... Надо просто выкопать этот интерес из-под обломков отрывочных знаний, требований к оформлению, несправедливых двоек и т.д.

Но кто этим будет заниматься, если учителю в школе некогда (у него учеников очень много), родителям некогда (они работают), а приглашенные учителя все-таки не каждой семье по карману... Да и разные они бывают, эти учителя, к тому же...
helly_nord
Sep. 15th, 2015 02:16 pm (UTC)
Да, такие Миши - это настоящий клад и находка! Очень Вас понимаю!

А большое количество народу даже в группе, а уже не в классе, - это действительно проблема. Я вот учусь работать с большими группами. Не заказывала, но выдали :))). Но для меня пока еще странно вести практику в группе, где под 30 человек.
mama_gremlina
Sep. 15th, 2015 03:34 pm (UTC)
Ага, а сейчас я как похвастаюсь! Только что вернулась - знакомилась с ещё одним маленьким мальчиком, Сашей. Это такой ещё один Миша, только Саша. Вывалил на меня все, что знает, заставил систематизировать. Потом выспросил и с удовольствием подписал рядом, что в каком классе проходят. У меня будет очень хороший год :)
chepuhovinka
Sep. 15th, 2015 04:48 pm (UTC)

Какая прелесть! Как здорово, что попадаются в сети такие Миши! Завидую по-хорошему.

mama_gremlina
Sep. 15th, 2015 08:10 pm (UTC)
Сама себе завидую :)
А мне сегодня в коллекцию ещё один такой Миша попался. Только Саша, и из пятого. Но ощущения совершенно те же. Ходила знакомиться, вся в восторге. Еле отпустил меня через пятнадцать минут после того, как урок кончился.
lusia_lusi
Sep. 15th, 2015 05:02 pm (UTC)
Просто бывают преподаватели от Бога, а бывают так себе
mama_gremlina
Sep. 15th, 2015 08:11 pm (UTC)
Да ладно, дайте преподавателю чашку кофе, удобное кресло, уютную лампу и одного ученика в час, и он как понесет доброе и вечное! От Бога или не от Бога учителя, я не знаю, а вот горы отчетности, переполненные классы и министерство образования - точно от совершенно противоположного персонажа.
lusia_lusi
Sep. 19th, 2015 05:19 pm (UTC)
Я имею ввиду именно преподавание, а не бюрократию
mama_gremlina
Sep. 19th, 2015 08:09 pm (UTC)
Но многим учителям именно она ее дает показать, какие они преподаватели... Это отнимает время на планирование урока, это убивает мотивацию, это давит необходимостью. Это связано. Отсутствие "учителей от Бога", а точнее, их сокращение - усиливается каждый раз после введения очередного контролирующего мероприятия. Система с обратной связью: ввели бумажный контроль - стали хуже учить - почему стали хуже? надо выяснить - ввели ещё бумажек - стали ещё хуже учить - почему?.. И так далее.
lusia_lusi
Sep. 20th, 2015 01:56 pm (UTC)
Может быть. Но я сужу по своей учительнице русского и литературы. Она раньше работала в МВД))
Потом пошла вот в школу работать. У нее даже самые ужасные и неуправляемые классы были прекрасными мышками, которые уважали и учили у нее все.
Она преподавала как песню пела. Конечно, бумажной мороки хватало, но это не влияло на качество уроков
( 27 comments — Leave a comment )

Profile

mama_gremlina
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow