?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Миша

Миша - маленький, тоненький, на голову меньше моего Даньки, хоть и учится в седьмом классе. Мог бы учиться одной левой на отлично, если бы... ему было интересно. Но в общеобразовательной школе ему ужасно, катастрофически, неимоверно скучно. И поэтому он учится на тройки. Логично же? Если я могу решать задачи на два класса дальше, то в этом классе я просто буду смотреть в окно и считать ворон, получая двойки и тройки как за несделанные домашние (скучно, помним?), так и за заваленные контрольные (прослушал какую-то задрипанную формулу, читая Перельмана под партой, а на контрольной, повященной её отрабатыванию, ничего не решил)...

Работать с Мишей было в прошлом году одним удовольствием. За один урок мы растрепывали по целой четверти, и все задрипанные скучные формулы разработанной мной специально для таких как он системой внедрялись в Мишино сознание намертво, держась за руки, обуславливая одна другую, обобщаясь и детализируясь при необходимости. И Миша закончил год на четыре-пять (потому что школьные домашние он все-таки делать так и не стал, впрочем, и за круглыми пятерками там никто особо не гоняется)

В этом году Миша тоже хочет учиться. Где он ещё порешает олимпиады за следующий класс, обсудит занимательного Перельмана и поговорит об обобщении того, что в школе высыпается перед маленькими человечками россыпью отдельных винтиков на парту? Сегодня приходил. Вот несколько эпизодов с урока:

- Знаете, мы на геометрии пишем больше, чем на русском!
- Миша, давай я тебя научу писать коротко, знаками?
- Давайте!
Учу, показываю ему кванторы существования и всеобщности, двоеточие "такое что", принадлежность, пересечение и другие специфично геометрические знаки. Записываю первые две аксиомы на этом языке. Получается по десять символов вместо трех строчек. После тогда, как я записываю выражение знаками и проговариваю, отбирает у меня листок и повторяет, водя ручкой по выражению. Потом, при обсуждении каждого очередного куска теории из первой главы Атанасяна, беспокоится:
- А формулой? Мы запишем это формулой?
Конечно, запишем, Миша! С кем же мне ещё разговаривать на этом прекрасном языке, как не с тобой, если даже студенты его не все понимают...

- Ваш учитель геометрии разрешает записывать рассуждения по своему, или есть формат?
- Она говорит, что ей все равно, как записано, главное, чтобы был верный ответ. Или рассуждение.
- Это здорово! А то многие учителя так щепетильно относятся к форме записи, что даже теорию относительности Эйнштейна отбросили бы за то, что он оформил её на вырванном из тетради листочке
- А что такое теория относительности?
Объясняю на пальцах и общими словами, объясняю, что им созданы формулы для определения параметров тела, в том числе его размеров, которые, оказывается, зависят от скорости, и что формулы классической механики, которые он вот-вот изучит на физике получаются из формул Эйнштейна при скоростях, приближающихся к нулю (по сравнению с околосветовыми)...
- Напишите мне формулы!
- Миш, надо, чтобы сначала тебе показали формулы классической механики, потом ты придешь ко мне, и мы обсудим, как Эйнштейновские превращаются в...
- Нет, напишите сейчас!
- Нет, не напишу! Принципиально! Или давай сейчас все бросим и будем сначала изучать классическую механику, я не против
- Ладно. Я в интернете посмотрю. А потом приду спрошу, если будет непонятно
Приходи, Миша, приходи. С кем же ещё мне поговорить о парадоксах специальной теории относительности, если не с тобой...

Ловит на ходу новое, сразу же проводит аналогии и предлагает новые теоремы (да, они есть в учебнике, там, в глубине, но он их видит заранее), перебивает меня и заканчивает рассуждение сам...

Лучший комплимент учителю:
- А теперь решим последнюю задачу и я отдам тебя маме...
- Мама приедет в 17.30!
- Да, но у нас уже 17.31, но я хочу решить маленькую последнюю задачку...
- Уже 17.31? Почему урок здесь так быстро кончается, а в школе длится так долго?
- Не знаю, Миша...
Знаю, конечно знаю :) Но обсуждать это с тобой, Миша, непедагогично и неэтично по отношению к твоим школьным учителям, которые, может, и хотели бы разговаривать весь урок с тобой одним, и пролетел бы он для вас обоих как одна минутка, но... Но есть ещё целый класс, которому не то что теорию относительности обсуждать, которым бы дроби складывать научиться без ошибок...

Так что приходи, Миша, ко мне. И я цинично украду у твоих учителей твои вопросы, твои озарения, твой интерес и блеск в глазах, вместо них отдав тебе подробные ответы, направляющие подсказки, внимательные уши и все, что будет нужно.
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

g_nick_kate
Sep. 14th, 2015 09:56 pm (UTC)
твои вопросы, твои озарения, твой интерес и блеск в глазах Боюсь, что учителям в школе это вовсе и не нужно( За всю дочкину школьную жизнь пальцев на одной руке хватило бы, чтобы пересчитать учителей, которым были интересно, как дети воспринимают их предмет.
mama_gremlina
Sep. 15th, 2015 09:20 am (UTC)
Ну, я все-таки верю в школьных учителей (несмотря на известные мне конкретные контрпримеры). И догадываюсь, что даже если в классе встречается такой Миша, учителю просто некогда общаться персонально с ним, потому что есть все остальные, с которыми если не повторишь пятнадцать раз одну формулу, подставляя разные цифры, они на контрольной ничего не напишут. А это сразу отразится на учителе.

Да, скорее всего, все эти дети, которые не понимают сложение дробей и вычисление степени, могли бы стать Мишами, если бы с ними занимались с глазу на глаз, в той последовательности, с той интенсивностью и той практической интерпретацией абстрактных понятий, которая для них оптимальна, понятна, интересна. Но как же учитель может заниматься индивидуально с 25-ю разными людьми, если на ту же математику выделено всего 5 часов в неделю? Даже учитывая, что с Мишей мы разбираем четверть за урок, 25 Миш - 25 уроков, в четверти уроков, выделенных расписанием, получается как раз ровно столько. Но ведь не каждый ребенок изначально Миша? Значит, большинству потребуется два, три урока... И в итоге четверти на четверть не хватит.

Для школ, я считаю, лучше было бы организовать блочно-модульный метод. Неделя математики, неделя русского, неделя истории и т.д., потом по кругу заново... В рамках такого подхода, даже имея в классе всех 25-ых, можно выделять время на индивидуальное общение, я даже могу предположить, как бы я это делала.

В общем, резюмируя эту простыню с буквами, хочу сказать, что это не учителя виноваты, они бы и хотели, да им никак. Надо учить всех в рамках отведенного времени, по разработанным свыше стандартам, постоянно отчитываясь и лично (что провела, как учила) и контрольными работами...
g_nick_kate
Sep. 16th, 2015 07:16 am (UTC)
Вы - замечательный человек))
Понимаете, в ситуации, когда тот же учитель предлагает после уроков вести дополнительные за плату, то заинтересован ли он в успехах детей в учебное время? В школе складывается ситуация, когда многие учителя даже не в силах поддерживать хоть какой-то порядок. Класс шумит, несколько девочек, которые хотят заниматься, не в силах заставить одноклассников сидеть тихо. Родители главного хулигана легко решают вопросы, спонсируя школьные праздники. Словом, тут не до индивидуального подхода к детям.
mama_gremlina
Sep. 17th, 2015 02:41 pm (UTC)
О, эти родители-спонсоры... Представляете, они же и в институт ходят! Спонсировать пытаются... Претензии предъявляют... Хорошо, что в институте очень разветвленное руководство, и там не так просто продавить преподавателя, будучи "спонсором с улицы"...

И, конечно, учитель, который предлагает за деньги заниматься дополнительно со своими же учениками, это не эталон альтруизма. У меня тоже есть такие примеры. Но все-таки (я же препод, у меня много знакомых учителей) в основной массе они бы очень хотели нести вечное и доброе ещё больше, ещё дальше, очень! Но не могут. По разным внешним причинам. Несут свое доброе в основном те, кто уже заслужил репутацию и может в некоторые моменты наплевать на систему, у кого же репутации пока нет, тех система сожрет мгновенно даже за неосторожный взгляд в сторону "учить по-другому"...

А я, на самом деле, так себе человек, злая и занудная :( Просто удачно притворяюсь, как все мне подобные..
g_nick_kate
Sep. 18th, 2015 07:08 am (UTC)
Моя лучшая подруга одно время работала в школе. Ее на несколько лет хватило, после не выдержала.
Про "притворяюсь" - думаю, что вот даже в журнале невозможно быть другим человеком)

Profile

mama_gremlina
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow