
Иными словами, покажу осень в Павловском парке и немного расскажу про историю. Постараюсь, впрочем, быть не очень навязчивой, лучше поподробнее отвечу на вопросы, если таковые вдруг возникнут.
Итак, дело было в это воскресенье. Позавтракав Максовыми блинами и тщетно попытавшись уговорить ответственного Даньку бросить уроки и присоединиться к нам, гулять на этот раз мы пошли втроем. Я:

Макс и Игорь:

Следующее фото было сделано под впечатлением от яркости красок, но и тут есть о чем рассказать. На маленьком треугольнике земли, вырезанном нашей улицей, перпендикулярной ей Звериницкой и автотрассой в Федоровское, раньше стояло аж три архитектурных памятника, мини-дворца потомков Павла и Марии Федоровны и их друзей. Но они были разобраны ещё до революции, и сейчас из архитектурного на этом участке только неработающий туалет (на фото не попал):

Играем в неместных, покупаем билеты по сто рублей. Летом мы гуляем в парке вечером, бесплатно, но вчера хотелось застать светлое время:

Театральные ворота (ближайшие к нашему дому) недвусмысленно намекают на год своей постройки. А недавно их реставрировали, теперь как новенькие. Театральные потому, что на площади (посмотрите направо) находился летний театр Марии Федоровны, деревянный зеленый домик, в котором играли её дети и члены семьи. Когда строились эти львиные морды, театр уже развалился (был разобран ещё при Марии Федоровне), на его месте был посажен лабиринт из кустов для детских игр, а название для ворот - осталось и прижилось.

Парадное поле (напротив того места, где стоял театр, по левую руку от ворот, если стоять к ним лицом

И ещё один дуб-красавец на развилке дорог (справа налево) на Розовый павильон, на Двенадцать дорожек, на Молочный домик и на Дворец:

Мы выбираем дорогу на Двенадцать дорожек и движемся вдоль парадного поля, щелкая красивые виды:

В небе летают самолетики (в свете последних событий картинка не так пасторальна, как хотелось бы, но мне все равно нравятся эти белые линии в синем небе):

На следующей развилке можно выбрать дрогу(справа налево) до Пиль-башни, Двенадцати дорожек и Памятника Родителям. Все эти пункты мы сегодня посетим, но начнем с памятника, самая левая дорожка:

Мои позируют у замшелых ворот:

Осеннее солнце путается в ветвях и листьях:

Памятник Родителям - он не совсем родителям. Изначально это памятник рано умершей сестре Марии Федоровны, но потом она передумала и решила посвятить мемориал всем своим ушедшим родным, в том числе и родителям, чьи рельефные портреты - в центре памятника:

Про сестру:

На ступенях памятника греются яркие солнечные листья, то ли символизируя неминуемый приход осени жизни, как и осени года, то ли наоборот, утверждая победу живого над неживым красотой даже в увядании:

Игрек задумался о вечном:

Памятник огорожен сильно испортившим его деревянным забором. Я надеюсь, наши двести рублей (как и тысячи других) когда-нибудь пойдут на организацию исторической ограды мемориала, о которой сейчас напоминают только ворота:

Следующая остановка - Двенадцать дорожек. В центре площади стоит Аполлон, покровитель муз, а вокруг него - девять муз и (так как дорожек на три больше) три члена греческого пантеона богов: Венера, Флора и Гермес. Вот Аполлон:

Вот Клио, муза истории, которой я изменила, проспав мой экзамен на истфак ЛГУ и рванув в математику (потому что только в мой университет тогда ещё принимали документы), у которой, чуть ли не единственной, в руках ничего нет, все знания и мысли - в голове:

Вот Флора, покровительница живой природы, держит в левой руке цветочки:

Вот Урания - астрономия:

А вот - Венера. Говорят, она была ростом 166 сантиметров, совсем как я :)

Венера нравится Максу (это он попросил меня её сфотографировать, изначально я хотела ограничиться тремя предыдущими):

Справа от Венеры - дорожка к Пиль-башне, идущая вдоль каскадных прудов. Уже были ночные заморозки, и вся растительность, портящая зеркало воды, замерзла и утонула:

Октябрь - взбесившийся фотошопер, невозможно поверить, что все это натурально:

И ещё вот так:

Добираемся до Руинного моста номер два (первый фигурировал в том, зимнем рассказе и находится у Дворца). Он завершает систему каскадных прудов, и выпускает на волю, в Славянку, полутораметровый водопад. Водопад не вышло снять, потому что там внизу была тусовка других фотографов, возможно, даже дискотека и клуб знакомств. Я не полезла. Вот элементы ограды:

Какие цвета! В устье каскадной системы стоят два человека, прибитые красотой. Как на Титанике, подумала я, и не смогла пройти мимо:

Парк многолюден как никогда, иногда мне кажется, что осенью здесь даже больше людей, чем летом:

Если с вышеупомянутого мостика пойти строго налево, то мы упремся в мельничный мост и Пиль-башню, которая и есть мельница. Водяная декоративная мельница, раскрашенная "под старину":

Сейчас она на ремонте, говорят, будут восстанавливать мельничные механизмы, хотелось бы...

Элементы моста. В парке около полусотни различных мостов и мостиков, все разные, у каждого своя история и красота, и одна моя сообщница (вместе посещали исторический кружок) даже писала исследовательскую работу по мостам парка (я - по утраченным памятникам). Кстати, она в итоге не изменила Клио, сейчас работает преподавателем истории, а я вот, наоборот, математики...

Солнце красит рыжим цветом

А ребенку греет щечки, чтоб не холодно гулять:

Не переходя мельничного моста, заворачиваем направо и идем вдоль Славянки. Говорят, в нашем парке почти нет сосен, а самое распространенное дерево - липа. Однако, район Новой Сильвии заставляет усомниться в обоих тезисах:

В этом лесу, если приглядеться, можно рассмотреть колонну "Конец света", которая раньше стояла в другом месте и символизировала конец цивилизованной части парка. Потом, когда границы цивилизации раздвинулись, колонна переехала сюда. Когда парк был освоен и дальше, решили её больше не трогать, так и стоит. Вот ещё фото:

И тот же лес с другого ракурса (здесь уже колонны не видно совсем):

Пройдя некоторое расстояние, оборачиваюсь на Пиль-башню, в лучах заходящего солнца она выглядит совершенно по-швейцарски, и не видно, что на ремонте:

Елисаветинский мост.

Поближе:

Мост сделан из туфа, местного камня. Из него многое делалось в то время во всех окрестных парках. В трещинах растут цветочки:

А Игорь тем временем уснул в коляске:

Где-то слева от моста, на том берегу за деревьями находится Елисаветинский павильон, развалины модерновой для того времени конструкции: Терраса с березовыми перилами и грубыми скамейками под соломенной крышей на закрытом каменном кубе, оформленном в стандартном классицизме. И широкая каменная лестница, спускающаяся с террасы на землю. Говорят, павильон тоже будут реставрировать, эх, хорошо бы...

Кстати, в нашем парке тоже есть черника. И брусника. И малина. И земляника. Черника вот:

А мы поворачиваемся спиной к мосту и отправляемся в район Белых Берез, самый пейзажный и художественный район парка, потому что спроектирован художником Пьетро Гонзаго, тем самым, кто расписывал Пиль-башню, Северную галерею Дворца и некоторые другие павловские памятники. По его приказу вырубались деревья леса и получались картины. Только вместо красок - цвета природы. Вот это - "рамка" картины, сплошная стена невырубленного тярлевского леса, ограничивающая пейзажи Гонзаго:

Район Белых Берез - это извилистые дорожки:

Разноцветные разновеликие деревья, образующие удивительные сочетания:

В некоторых местах деревья образуют как будто кулисы, ширмы, расставленные в шахматном порядке:

В других - строгая геометрия поля подчеркивается растущими вдоль дорожек соснами и березами:


А где-то посреди поля оставлена компания деревьев (в таких местечках, кстати, грибы бывают, мы с Данькой до Игоря часто ходили по этим кружочкам леса и приносили полные коробки грибов):

Берез район, в конце-то концов, или не берез? Белых или не белых?

Рябина и елка:

Ещё раз я и скамеечка на центральной точке района - собственно круге Белых Берез. Двенадцать дорожек, двенадцать белых берез в хороводе посреди площади. И двенадцать по задумке скамеечек в промежутках (на самом деле почему-то меньше):

Полосатое поле:

Ещё елка и рябина - беспроигрышное сочетание:

Вот та из двенадцати дорожек, по которой надо идти от круга белых берез к Розовому павильону. Других ориентиров нет, так что если решите повторить наш маршрут, сравнивайте виды дорожек с этой фотографией. Или спросите местных, что надежнее...

Вид на Розовопавильонный пруд. Мы выбрались из Белых Берез обратно в район "Парадное поле", только с другой его стороны. И сейчас будем обходить его по левому краю, практически по границе парка:

Но сначала посмотрите направо - это и есть легендарный Розовый павильон. Розовый не потому, что покрашен, как раз покрашен он в стандартный желтенький, а потому, что на территории растут сотни розовых кустов, разнообразнейших сортов и цветов:

Павильон был построен в честь победы над французами 1812 года, специально для торжественного приема офицеров-героев войны и танцев с участием членов правящей семьи. Кстати, менее везучим участникам французской войны были выделены "инвалидные домики" на территории города, маленькие двухкомнатные кубики с небольшими участками.
Ещё вид на пруд:

И ещё (ну никак не удержаться, красота же какая!):

Мы поворачиваемся к павильону спиной, это получается налево в конце дорожки, приведшей нас сюда от круга белых берез, и движемся вдоль пруда. Пруд похож на девятку с прижатым к голове хвостиком, именно он сейчас и будет на переднем плане фото, красные кусты растут на перешейке, за которым - основная круглая часть пруда с островом посередине:

Слева от дорожки - гуманное по ценам (ну, для парковых заведений)

А справа, под раскидистой плакучей ивой плавают утки:

В темнеющем небе продолжают рисовать белые линии патрульные самолеты:

Огибая пруд по левой границе, никуда не сворачивая, мы добираемся до выхода из парка "около дома ветеранов". Но не выходим, а повернув у самых ворот (обычных парковых ворот, ничего из себя не представляющих, поэтому без фото) под острым углом направо, добираемся до ещё одного небольшого пруда, соединенного с нашей девяткой подземной трубой:

Малыш продолжает спать:

Этот пруд мы обходим наоборот, против часовой стрелки (см. заглавное фото). На самом деле, Парадное поле тоже проектировал Гонзаго. И хоть в официальной его части он пытался выдерживать строгость и воинственность, то на окраинах - сплошной пейзаж и художественность:

Верхний край розовопавильонного пруда-девятки. Виден чугунный край паромной переправы на остров княгини Либен. Княгиня была одной из воспитательниц одного из великих князей, который в знак благодарности, став взрослым, посвятил ей остров. Фамилия княгини дала начало легенде об "острове любви", и вся местные школьники хоть раз да высаживались на острове с романтической целью. Да нет, поцелуя по легенде было достаточно, а то, что вы подумали, там было невозможно из-за того, что высаживались там все, кому не лень и место было довольно оживленное:

Вид на ту же паромную переправу с её второго края. Сколько себя помню, этот паром не работает и находится в таком состоянии...

Самолеты в небе начали тренироваться в чистописании:

И наконец мы возвращаемся на площадь у Театральных ворот. Прямо по курсу - Дворец в конце тройной липовой аллеи. Ворота слева.

Мемориал "героям великой отечественной войны". Павловск находился за чертой блокадного кольца, был оккупирован немцами. Скульптуры и убранство Дворца и павильонов сохранилось только благодаря самоотверженности сотрудников под руководством удивительной женщины Анны Зеленовой...

И мы выходим из парка через те же ворота, в которые вошли, прямо по-наутилосовски:

И напоследок один красивый мостик прямо у нашего дома:

Спасибо, что были с нами эти два с половиной воскресных часа. Было холодно, ярко, красиво и удивительно. Приезжайте в наш парк, пока осень не кончилась. Он красив в любое время года по-своему, но осень... Осень - это что-то, и недаром это слово легко, опечатавшись, написать как "очень". Очень красивая осень!
Journal information