Мама Гремлина, Горыныча и Василисы (mama_gremlina) wrote,
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы
mama_gremlina

Кусочек осеннего Павловского парка

Продолжаем наши историко-эстетические лекции, начатые почти год назад :)



Иными словами, покажу осень в Павловском парке и немного расскажу про историю. Постараюсь, впрочем, быть не очень навязчивой, лучше поподробнее отвечу на вопросы, если таковые вдруг возникнут.

Итак, дело было в это воскресенье. Позавтракав Максовыми блинами и тщетно попытавшись уговорить ответственного Даньку бросить уроки и присоединиться к нам, гулять на этот раз мы пошли втроем. Я:



Макс и Игорь:



Следующее фото было сделано под впечатлением от яркости красок, но и тут есть о чем рассказать. На маленьком треугольнике земли, вырезанном нашей улицей, перпендикулярной ей Звериницкой и автотрассой в Федоровское, раньше стояло аж три архитектурных памятника, мини-дворца потомков Павла и Марии Федоровны и их друзей. Но они были разобраны ещё до революции, и сейчас из архитектурного на этом участке только неработающий туалет (на фото не попал):



Играем в неместных, покупаем билеты по сто рублей. Летом мы гуляем в парке вечером, бесплатно, но вчера хотелось застать светлое время:



Театральные ворота (ближайшие к нашему дому) недвусмысленно намекают на год своей постройки. А недавно их реставрировали, теперь как новенькие. Театральные потому, что на площади (посмотрите направо) находился летний театр Марии Федоровны, деревянный зеленый домик, в котором играли её дети и члены семьи. Когда строились эти львиные морды, театр уже развалился (был разобран ещё при Марии Федоровне), на его месте был посажен лабиринт из кустов для детских игр, а название для ворот - осталось и прижилось.



Парадное поле (напротив того места, где стоял театр, по левую руку от ворот, если стоять к ним лицом, и по правую, если не лицом) для парадов и смотров. Подозреваю, что во времена Павла поле было гораздо ровнее, но даже при этом предназначение свое оно не выполняло, по крайней мере не на 100%. Павел уважал Гатчину, и все смотры-парады проводил там, а парадное поле... Просто очень красивое:



И ещё один дуб-красавец на развилке дорог (справа налево) на Розовый павильон, на Двенадцать дорожек, на Молочный домик и на Дворец:



Мы выбираем дорогу на Двенадцать дорожек и движемся вдоль парадного поля, щелкая красивые виды:



В небе летают самолетики (в свете последних событий картинка не так пасторальна, как хотелось бы, но мне все равно нравятся эти белые линии в синем небе):



На следующей развилке можно выбрать дрогу(справа налево) до Пиль-башни, Двенадцати дорожек и Памятника Родителям. Все эти пункты мы сегодня посетим, но начнем с памятника, самая левая дорожка:



Мои позируют у замшелых ворот:



Осеннее солнце путается в ветвях и листьях:



Памятник Родителям - он не совсем родителям. Изначально это памятник рано умершей сестре Марии Федоровны, но потом она передумала и решила посвятить мемориал всем своим ушедшим родным, в том числе и родителям, чьи рельефные портреты - в центре памятника:



Про сестру:



На ступенях памятника греются яркие солнечные листья, то ли символизируя неминуемый приход осени жизни, как и осени года, то ли наоборот, утверждая победу живого над неживым красотой даже в увядании:



Игрек задумался о вечном:



Памятник огорожен сильно испортившим его деревянным забором. Я надеюсь, наши двести рублей (как и тысячи других) когда-нибудь пойдут на организацию исторической ограды мемориала, о которой сейчас напоминают только ворота:



Следующая остановка - Двенадцать дорожек. В центре площади стоит Аполлон, покровитель муз, а вокруг него - девять муз и (так как дорожек на три больше) три члена греческого пантеона богов: Венера, Флора и Гермес. Вот Аполлон:



Вот Клио, муза истории, которой я изменила, проспав мой экзамен на истфак ЛГУ и рванув в математику (потому что только в мой университет тогда ещё принимали документы), у которой, чуть ли не единственной, в руках ничего нет, все знания и мысли - в голове:



Вот Флора, покровительница живой природы, держит в левой руке цветочки:



Вот Урания - астрономия:



А вот - Венера. Говорят, она была ростом 166 сантиметров, совсем как я :)



Венера нравится Максу (это он попросил меня её сфотографировать, изначально я хотела ограничиться тремя предыдущими):



Справа от Венеры - дорожка к Пиль-башне, идущая вдоль каскадных прудов. Уже были ночные заморозки, и вся растительность, портящая зеркало воды, замерзла и утонула:



Октябрь - взбесившийся фотошопер, невозможно поверить, что все это натурально:



И ещё вот так:



Добираемся до Руинного моста номер два (первый фигурировал в том, зимнем рассказе и находится у Дворца). Он завершает систему каскадных прудов, и выпускает на волю, в Славянку, полутораметровый водопад. Водопад не вышло снять, потому что там внизу была тусовка других фотографов, возможно, даже дискотека и клуб знакомств. Я не полезла. Вот элементы ограды:



Какие цвета! В устье каскадной системы стоят два человека, прибитые красотой. Как на Титанике, подумала я, и не смогла пройти мимо:



Парк многолюден как никогда, иногда мне кажется, что осенью здесь даже больше людей, чем летом:



Если с вышеупомянутого мостика пойти строго налево, то мы упремся в мельничный мост и Пиль-башню, которая и есть мельница. Водяная декоративная мельница, раскрашенная "под старину":



Сейчас она на ремонте, говорят, будут восстанавливать мельничные механизмы, хотелось бы...



Элементы моста. В парке около полусотни различных мостов и мостиков, все разные, у каждого своя история и красота, и одна моя сообщница (вместе посещали исторический кружок) даже писала исследовательскую работу по мостам парка (я - по утраченным памятникам). Кстати, она в итоге не изменила Клио, сейчас работает преподавателем истории, а я вот, наоборот, математики...



Солнце красит рыжим цветом стены древнего Кремля бороды красивых дядь:



А ребенку греет щечки, чтоб не холодно гулять:



Не переходя мельничного моста, заворачиваем направо и идем вдоль Славянки. Говорят, в нашем парке почти нет сосен, а самое распространенное дерево - липа. Однако, район Новой Сильвии заставляет усомниться в обоих тезисах:



В этом лесу, если приглядеться, можно рассмотреть колонну "Конец света", которая раньше стояла в другом месте и символизировала конец цивилизованной части парка. Потом, когда границы цивилизации раздвинулись, колонна переехала сюда. Когда парк был освоен и дальше, решили её больше не трогать, так и стоит. Вот ещё фото:



И тот же лес с другого ракурса (здесь уже колонны не видно совсем):



Пройдя некоторое расстояние, оборачиваюсь на Пиль-башню, в лучах заходящего солнца она выглядит совершенно по-швейцарски, и не видно, что на ремонте:



Елисаветинский мост.



Поближе:



Мост сделан из туфа, местного камня. Из него многое делалось в то время во всех окрестных парках. В трещинах растут цветочки:



А Игорь тем временем уснул в коляске:



Где-то слева от моста, на том берегу за деревьями находится Елисаветинский павильон, развалины модерновой для того времени конструкции: Терраса с березовыми перилами и грубыми скамейками под соломенной крышей на закрытом каменном кубе, оформленном в стандартном классицизме. И широкая каменная лестница, спускающаяся с террасы на землю. Говорят, павильон тоже будут реставрировать, эх, хорошо бы...



Кстати, в нашем парке тоже есть черника. И брусника. И малина. И земляника. Черника вот:



А мы поворачиваемся спиной к мосту и отправляемся в район Белых Берез, самый пейзажный и художественный район парка, потому что спроектирован художником Пьетро Гонзаго, тем самым, кто расписывал Пиль-башню, Северную галерею Дворца и некоторые другие павловские памятники. По его приказу вырубались деревья леса и получались картины. Только вместо красок - цвета природы. Вот это - "рамка" картины, сплошная стена невырубленного тярлевского леса, ограничивающая пейзажи Гонзаго:



Район Белых Берез - это извилистые дорожки:



Разноцветные разновеликие деревья, образующие удивительные сочетания:



В некоторых местах деревья образуют как будто кулисы, ширмы, расставленные в шахматном порядке:



В других - строгая геометрия поля подчеркивается растущими вдоль дорожек соснами и березами:





А где-то посреди поля оставлена компания деревьев (в таких местечках, кстати, грибы бывают, мы с Данькой до Игоря часто ходили по этим кружочкам леса и приносили полные коробки грибов):



Берез район, в конце-то концов, или не берез? Белых или не белых?



Рябина и елка:



Ещё раз я и скамеечка на центральной точке района - собственно круге Белых Берез. Двенадцать дорожек, двенадцать белых берез в хороводе посреди площади. И двенадцать по задумке скамеечек в промежутках (на самом деле почему-то меньше):



Полосатое поле:



Ещё елка и рябина - беспроигрышное сочетание:



Вот та из двенадцати дорожек, по которой надо идти от круга белых берез к Розовому павильону. Других ориентиров нет, так что если решите повторить наш маршрут, сравнивайте виды дорожек с этой фотографией. Или спросите местных, что надежнее...



Вид на Розовопавильонный пруд. Мы выбрались из Белых Берез обратно в район "Парадное поле", только с другой его стороны. И сейчас будем обходить его по левому краю, практически по границе парка:



Но сначала посмотрите направо - это и есть легендарный Розовый павильон. Розовый не потому, что покрашен, как раз покрашен он в стандартный желтенький, а потому, что на территории растут сотни розовых кустов, разнообразнейших сортов и цветов:



Павильон был построен в честь победы над французами 1812 года, специально для торжественного приема офицеров-героев войны и танцев с участием членов правящей семьи. Кстати, менее везучим участникам французской войны были выделены "инвалидные домики" на территории города, маленькие двухкомнатные кубики с небольшими участками.

Ещё вид на пруд:



И ещё (ну никак не удержаться, красота же какая!):



Мы поворачиваемся к павильону спиной, это получается налево в конце дорожки, приведшей нас сюда от круга белых берез, и движемся вдоль пруда. Пруд похож на девятку с прижатым к голове хвостиком, именно он сейчас и будет на переднем плане фото, красные кусты растут на перешейке, за которым - основная круглая часть пруда с островом посередине:



Слева от дорожки - гуманное по ценам (ну, для парковых заведений) летнее осеннее кафе. Люди в куртках пьют горячий чай и едят шашлык по 150р:



А справа, под раскидистой плакучей ивой плавают утки:



В темнеющем небе продолжают рисовать белые линии патрульные самолеты:



Огибая пруд по левой границе, никуда не сворачивая, мы добираемся до выхода из парка "около дома ветеранов". Но не выходим, а повернув у самых ворот (обычных парковых ворот, ничего из себя не представляющих, поэтому без фото) под острым углом направо, добираемся до ещё одного небольшого пруда, соединенного с нашей девяткой подземной трубой:



Малыш продолжает спать:



Этот пруд мы обходим наоборот, против часовой стрелки (см. заглавное фото). На самом деле, Парадное поле тоже проектировал Гонзаго. И хоть в официальной его части он пытался выдерживать строгость и воинственность, то на окраинах - сплошной пейзаж и художественность:



Верхний край розовопавильонного пруда-девятки. Виден чугунный край паромной переправы на остров княгини Либен. Княгиня была одной из воспитательниц одного из великих князей, который в знак благодарности, став взрослым, посвятил ей остров. Фамилия княгини дала начало легенде об "острове любви", и вся местные школьники хоть раз да высаживались на острове с романтической целью. Да нет, поцелуя по легенде было достаточно, а то, что вы подумали, там было невозможно из-за того, что высаживались там все, кому не лень и место было довольно оживленное:



Вид на ту же паромную переправу с её второго края. Сколько себя помню, этот паром не работает и находится в таком состоянии...



Самолеты в небе начали тренироваться в чистописании:



И наконец мы возвращаемся на площадь у Театральных ворот. Прямо по курсу - Дворец в конце тройной липовой аллеи. Ворота слева.



Мемориал "героям великой отечественной войны". Павловск находился за чертой блокадного кольца, был оккупирован немцами. Скульптуры и убранство Дворца и павильонов сохранилось только благодаря самоотверженности сотрудников под руководством удивительной женщины Анны Зеленовой...



И мы выходим из парка через те же ворота, в которые вошли, прямо по-наутилосовски:



И напоследок один красивый мостик прямо у нашего дома:



Спасибо, что были с нами эти два с половиной воскресных часа. Было холодно, ярко, красиво и удивительно. Приезжайте в наш парк, пока осень не кончилась. Он красив в любое время года по-своему, но осень... Осень - это что-то, и недаром это слово легко, опечатавшись, написать как "очень". Очень красивая осень!
Tags: история, осень, отдых
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments