?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Особенные ученики

По мотивам уж и не помню, какого ЖЖ-текста и от какого автора (много я их на эту тему с телефона просмотрела за эту неделю, пока интернета нормального не было).

Ну, вы все помните эту историю с фотоальбомом, да? Учительница водила в класс (тихо сидеть и рисовать) маленькую особенную дочку. На выпускном фотоальбоме эта дочка попала в общую фотографию. Родители попросили убрать лишнего ребенка. И ЖЖ взорвался. Кто за, кто против, кто в белом пальто... И среди прочих текстов, которые в основном спорили на тему "Надо идти в баню!" - "Нет, ни в коем случае, надо идти в баню!" я увидела один про способность-неспособность таких и им подобных детей учиться в обычных школах. И сразу вспомнила про двух своих студентов, о которых сейчас и расскажу

Нет, я никогда не работала с детьми с синдромом (репетиторы у них свои, особенные, а в вузы их все-таки пока не берут). Но в том тексте автор, которого я не помню, прошелся и по аутистам, и по ДЦПшникам, а вот их-то я и встречала. Итак, знакомьтесь. Имена изменены, конечно. Хотела бы изменить и дисциплины с диагнозами, а то все равно узнаваемо получается, но тогда будет совсем не то. Да к тому же я и не в обиду, а наоборот.

Женя. ДЦП в ярко выраженной форме. Передвигается с двумя костылями, резкими движениями, с трудом контролируемыми. Садится на стул в течении пяти минут. Говорит жутко неразборчиво, с заиканием и прочими бонусами диагноза. Выражение лица напряженное и... ну, вы видели, не самое интеллектуальное оно у них. В группе его жалеют, помогают передвигаться по лестницам. Преподаватели тоже жалеют, тянут с курса на курс, выставляя милосердные тройки автоматом.
И вот - внезапно - программирование на Джава. Лектор просит молодую меня-ассистента поработать с этим студентом, потому что она его не понимает. Я тоже его не понимаю. Спрашиваю у однокурсников, как он учится - рассказывают про тройки. Перед ним на экране выполненная работа. На отлично выполненная. Кем? Однокурсником? Родителями, которые его сюда запихнули? По заказу? Можно начать придираться и выслушивать ответ "я не знаю" в течении нескольких минут. Можно закрыть глаза и зачесть работу "на три", как был принято у этого лектора (на сколько работы защищаешь, на столько и на экзамене можешь рассчитывать). Почти выбираю второй вариант, поднимаю взгляд и упираюсь в глаза Жени. А в них, живых и умных, нарисовано понимание всего происходящего. Понимание и снисхождение. Мол, давай, ставь мне тройку, я не против, я привык.
И я решаюсь. Артикулируя и повысив голос, прошу сделать миниизменение в коде программы. Не дослушав меня до конца, Женя отталкивается неуклюжей ногой, поворачивается на стуле и быстро-быстро начинает печатать двумя пальцами. Пальцы почему-то работают прекрасно. Компиляция - обратный поворот - и снова то же снисхождение во взгляде. Прошу сделать другое изменение, уже обычным голосом (поняла, что слышит-то он нормально). Делает. Прошу сделать сложную вещь. Делает. Прошу сделать ещё одну сложную вещь, называя детали профессиональными терминами. Делает. Все молча. Ставлю ему защиту "на пять". Снисхождение сменяется удивлением, удивление - радостью. Лектор, кстати, только спросила меня, пожалела я его или нет. Убедившись в моей искренности, разрешила мне работать с ним до конца семестра и в конце... выставила ему автоматом пять. Не знаю, изменила ли эта пятерка его судьбу в университете, но в любом случае с ним наверняка все хорошо. На сайтах фриланса не надо разговаривать, а работать он умеет, и рано или поздно его заметят и заберут на хорошую должность.

Артем. Аутизм. Артем либо молчит с каменным лицом и тем же снисходительным выражением, либо дергается и открывает-закрывает рот как рыбка. В последнем случае он старается спрятаться и там переждать. Но это бывает редко. Я только один раз видела. Артем приходил ко мне на допсессии закрывать долги по матанализу и сдавать экзамен. В зачетке у него тоже сплошные милосердные тройки. Разговаривать с ним нереально. Он молчит. Молчит и не смотрит в глаза. Ты ему вопрос - он молчит и сидит. Другой вопрос, попроще - молчит. Работы сделаны. Почерк корявый, явно свой, но... мог же переписать? Прошу показать в работе где что - ни движения. Общение невозможно. Ставить три? Но даже с учетом сделанных работ на экзамене надо хоть что-то сказать... На меня явно скинули принятие решения и ответственность.
Мне тоже трудно смотреть людям в глаза и заставить себя говорить в беседе тет-а-тет. Я читала про этот диагноз и многое про него знаю. И я достаю чистый лист бумаги и ручку и начинаю писать. Сначала пишу про себя, про то, что мне тоже трудно разговаривать и я с удовольствием пообщаюсь с ним текстом, наконец-то! После стольких лет мучений личного общения! Потом пишу первый легкий вопрос. Где в работе такая-то задача. Молчит, смотрит на лист. Потом берет свою работу и показывает. Не говоря ни слова, письменно его хвалю, пишу следующий вопрос, на который уже нужен ответ. Берет мой лист и пишет. Правильно. Хвалю, следующий вопрос. Правильно. Уже не хвалю, потому что слишком много похвалы может оскорбить умного человека, а я уже понимаю, что интеллект тут не просто сохранен, а повыше, чем у многих, потому что третий вопрос был весьма непрост. В общем, зачла работу одну, зачла вторую. Спрашиваю (письменно), экзамен будете сдавать? Согласен. Пишу ему там же два вопроса (не заставляя тянуть билет). Сразу же пишет мне ответы. Мгновенно пишет. Пишу ему "отлично, давайте зачетку". Дает. Ставлю туда пять, в кучу троек. И вот тут-то и вижу второй режим Артема. Он хватает зачетку и сбегает от меня прятаться.
Приходил и в следующем семестре. Получил ещё одну пятерку.

Вот. Может, кому-то пригодятся найденные решения. Может, кто-то приглядится повнимательнее к своему однокурснику или коллеге. Может, у кого-то есть похожие или прямо противоположные истории. Я не говорю, что они все такие крутые. Я говорю, что надо дать им шанс.
promo mama_gremlina august 10, 2017 18:15 60
Buy for 20 tokens
Вопреки здравому смыслу и правилам начну с оглавления. А потом по мере сил и времени буду подкладывать тексты про города, музеи и переезды под выделенные красным слова. Оглавление пока положу в свой промо-блок, чтобы не потерялось. Итак, сначала общие данные. Мы проехали 9335 километров. По плану…

Comments

( 35 comments — Leave a comment )
petuninat
Oct. 28th, 2015 04:43 am (UTC)

Марина, прямо восторгаюсь.

mama_gremlina
Oct. 28th, 2015 07:46 pm (UTC)
Этими детьми надо восторгаться. Проучиться в таком ужасе два года и не сломаться. Не перестать пытаться учиться. Героические дети!
varfolomea
Oct. 28th, 2015 05:41 am (UTC)
Как это.... чутко и человечно. Спасибо!
mama_gremlina
Oct. 28th, 2015 07:44 pm (UTC)
Мне часто говорят про человечность, но... это не совсем правда. Это скорее что-то типа вызова. Вот вы все так? А я вот так! Экспериментальная психология, как в теге написано. Ну, не считаю я себя человечным человеком. Хотя хотелось бы. Но нет, это не про меня. Но главное же - результат, а не мотивы, да? А по результатам вроде бы получается хорошо тем, с которыми я...
bondaresja
Oct. 28th, 2015 05:50 am (UTC)
у меня нет подходящих слов
mama_gremlina
Oct. 28th, 2015 07:41 pm (UTC)
:)
Я надеваю свое белое пальто и застенчиво говорю голосом советского героя "на моем месте так поступил бы каждый"
ks_wintersports
Oct. 28th, 2015 06:05 am (UTC)
Потрясающе.
mama_gremlina
Oct. 28th, 2015 07:38 pm (UTC)
Удивительно, что никому до меня не пришло в голову забраться в мысли этих детей поглубже. Мы постоянно сетуем на ухудшающийся контингент и... не видим тех, кому мы действительно нужны.

Но опять-таки, я совершенно не уверена, что каждый ДЦПшник или аутист такие умные. Но совершенно также не каждый психически здоровый - светоч интеллекта. Ой, далеко не каждый :)
(no subject) - ks_wintersports - Oct. 28th, 2015 07:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Oct. 28th, 2015 07:47 pm (UTC) - Expand
g_nick_kate
Oct. 28th, 2015 06:55 am (UTC)
Вы умница, все правильно. Как же повезло этим студентам, что вы оказались в нужном для них месте!)
mama_gremlina
Oct. 28th, 2015 07:32 pm (UTC)
Мне тоже часто везло на людей, оказывавшихся в нужном для меня месте. Некоторые без лишнего пафоса мне жизнь этим спасали. Видимо, это как бартерный обмен :)
morozovna_ekb
Oct. 28th, 2015 08:22 am (UTC)
Марин.чудесно! очень очень редко, когда люди пытаются разглядеть и понять другого сложного человека.
Все больше люблю тебя и твой журнал)
mama_gremlina
Oct. 28th, 2015 07:31 pm (UTC)
Спасибо!
Не так уж и редко, на самом деле. Мне везет на хороших людей рядом, и я сама стараюсь тянуться.
chepuhovinka
Oct. 28th, 2015 08:46 am (UTC)
Присоединяюсь к последнему комментарию!
Конечно, это нужно терпение и внимание в таких случаях, не все готовы.
mama_gremlina
Oct. 28th, 2015 07:30 pm (UTC)
Не все. Как раз сейчас работаю с прошлосеместровым должником уволившегося преподавателя. Он вообще полностью сохранен, но... казах. Ни английского, ни русского не знает на том уровне, на котором можно разговаривать. Общаемся на пальцах и формулах. Кто на кафедре рядом оказывается, делятся на две группы. Одни заинтересованно потом расспрашивают, как он, что он, а другие: "как ты его понимаешь, и не лень тебе возиться?"
(no subject) - chepuhovinka - Oct. 28th, 2015 07:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Oct. 28th, 2015 08:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chepuhovinka - Oct. 29th, 2015 09:28 pm (UTC) - Expand
ptsolka_bzz
Oct. 28th, 2015 09:06 am (UTC)
Да, тут не столько жалеть, сколько думать надо. Вы большая молодец :-)
mama_gremlina
Oct. 28th, 2015 07:28 pm (UTC)
Молодец я была бы, если бы сопроводила этих детей дальше, поговорила бы с другими преподавателями, взяла бы себе в дипломники... А с другой стороны - я показала, как может быть, и может, потом они могли уже по отработанной схеме настоять на выслушивании-вычитывании себя?
astravika
Oct. 28th, 2015 09:35 am (UTC)
у меня сейчас есть такой ученик, как первый, он только готовится стать студентом. надеюсь, ему повезет..занимается прилично, но мог бы и лучше)).. про аутистов ничего не знаю, поэтому не скажу. девушка с синдромоом Дауна, знакомая мне лично в теч. многих лет..тут слово одно - ужас((тут даже не говоря об обучении..к сожалению.
mama_gremlina
Oct. 28th, 2015 07:20 pm (UTC)
Насчет ученика с синдромом Дауна мне даже страшно думать. Говорят, они совсем, совсем другие. Говорят, их тоже можно учить, но совсем, совсем иначе. Не знаю. Мне точно таланта не хватит.
(no subject) - astravika - Oct. 28th, 2015 07:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Oct. 28th, 2015 07:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - astravika - Oct. 28th, 2015 08:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Oct. 28th, 2015 08:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - astravika - Oct. 28th, 2015 08:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mama_gremlina - Oct. 29th, 2015 12:16 pm (UTC) - Expand
zobrik
Oct. 28th, 2015 03:51 pm (UTC)
млин, меня на слезу пробило, почему таких как ты, так мало?
mama_gremlina
Oct. 28th, 2015 07:22 pm (UTC)
Да много таких, много. Ещё и такие есть, до которых моему человеколюбию и педагогическому таланту как до Китая на велосипеде... Просто на виду те, которые другие, а те, которые нормальные, они как фон. Как скелет этого мира. Их не видно.
helly_nord
Oct. 28th, 2015 06:00 pm (UTC)
Марина, Вы - молодец!
У меня, конечно, таких вот ярко выраженных не было, но тем не менее. Каюсь, в первый раз я несколько растерялась. Но у меня есть друзья, которые "в теме" и которые работают периодически с т.н. "особыми" детьми. Эти-то друзья меня и выручили.
С одним мальчиком мы общались месяц односторонне. Т.е. он все делал, все понимал, но не мог говорить. Т.е. кивнуть или помотать головой в ответ мог, сделать то, что попросят, мог, задать вопрос жестами мог. А вот слова говорить не мог. На это накладывалось еще то, что одногруппники откровенно ржали над этим и задирали его всячески. Я так поняла, там какой-то невроз случился, через полтора месяца он снова заговорил. Но вот эти глаза и вот это удивление, что от него не отмахиваются, а пытаются с ним работать, я никогда не забуду.
Еще один сейчас. С интеллектом все в порядке. И разговаривает более-менее. Но очень похоже, что присутствуют расстройства аутического спектра. Это первый курс, группа еще друг к другу не привыкла, поэтому тоже задирают. Но по скорости решения задач он на голову впереди других. Считает в уме быстрей чем на калькуляторе. Матрицы. В уме, ага. Обратные. При этом очень специфическое восприятие окружающей действительности.
mama_gremlina
Oct. 28th, 2015 07:26 pm (UTC)
Я не молодец, я обычная, нормальная. Это вокруг временами какой-то сюр. А временами нет.

Матрицы обратные я, кстати, тоже устно надиктовывать могу :) Если до три на три включительно так и без напряга, а дальше надо уже прикладывать усилия. Я для тренировки оперативной памяти раньше кроссворды в маминой газетке Панорама (сканворды, филлворды, ключворды) разгадывала без карандаша. В уме. И составляла слово из выделенных букв. Надо, кстати, попробовать опять, смогу ли снова?..
orange_natasha
Oct. 28th, 2015 08:23 pm (UTC)
спасибо за этот пост. и за эти встречи со студентами. прочитала - и мир стал белее:)
mama_gremlina
Oct. 29th, 2015 12:14 pm (UTC)
Пожалуйста, заходите ещё :)
( 35 comments — Leave a comment )

Profile

mama_gremlina
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow