?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Поход вокруг парадигмы

Для начала задача. Одна из многих на эту тему, но, как мне кажется, наиболее наглядно демонстрирующая обсуждаемый далее принцип:



Требуется зачеркнуть все девять объектов четырьмя прямыми линиями, не отрывая карандаша от бумаги (или пальца от экрана). Попробуйте, кто не знает решения, а потом смотрите дальше.



Смысл понятен, правда? Чтобы решить эту задачу, пришлось выйти за её границы. Причем выйти непосредственно, геометрически выйти. Очень хорошая иллюстрация следствия теоремы Гёделя о неполноте. Сама теорема о том, что в любой системе есть утверждение, которое невозможно ни доказать, ни опровергнуть средствами самой системы. А одно из следствий говорит о том, что для решения некоторых (многих, ужасающе многих на самом деле) задач обязательно нужно выйти из системы. За границу парадигмы. Помыслить, так сказать, нестандартно, хотя я не люблю эту формулировку, как по мне - ты либо мыслишь, либо нет, а то, что называют стандартным мышлением, я бы назвала использованием результатов чужого.

Это я все к чему. В четверг я закончила магистрантский курс по теории систем. Три дня по три пары, курс в учебном плане назывался "теория систем - дополнительные главы", но никогда ранее ни у кого из магистрантов никакой теории систем не было, поэтому в эти 18 часов пришлось запихнуть все основы теории систем и утрамбовать пяткой.

Если честно, то если вникать в теорию систем по честному, не на отвяжись, а всерьез, то эта штука посильнее фармакологических расширителей сознания. Я немного вывихнула мозг, и теперь готова поговорить об этом. Ощущения были примерно такие, как когда на первом курсе после шуточного предложения преподавателя представить четырехмерное пространство, я не стала кивать вместе со всеми, мол, невозможно, а попыталась. И за долю секунды до того, как у меня получилось (и я уверена, что у меня обязательно получилось бы), свалилась в проход между партами :) В этот раз обошлось без отказов операционной системы, но ощущения были любопытные. И не то чтобы я раньше не была с ней знакома, просто сдать по ней кандидатский экзамен - это одно, а обобщить и систематизировать её для утрамбовки в 18 часов - совсем другое. Но, впрочем, я отвлеклась.

Так вот, теория систем. Если в нескольких словах для нематематиков, то она о том, что все в реальности взаимосвязано и действует по одинаковым законам. Что является основой для возможности изучать одну область реальности, используя законы другой. Все слышали про аналогию закона Кулона и закона тяготения? Про нейронные сети в интеллектуальных системах? Или хотя бы про трансплантацию органов? Все эти изобретения были сделаны потому, что системы реального мира работают одинаково на некотором уровне детализации. Все. Мозг человека и предприятие по выпуску детских игрушек. Пищеварительная система кита и ядерная электростанция. Можно выбрать уровень и увидеть, как одинаково действуют около двадцати общесистемных законов и принципов во всех системах.

Мы связали фиалку на подоконнике дисплейного класса и начальника одного из слушающих. Мы применили все законы как к объектам исследования магистерских диссертаций, так и в политике, социологии, биологии, физике и семейной жизни

Кто-то взахлеб рассказывал вечером любимым людям о законах теории систем (а потом мне - об их реакции). Кто-то в восторге засыпал нас примерами из разных областей, перебивая преподавателя и говорящего в данный момент коллегу. Кто-то высказался, что теория систем - страшна. Страшна тем, что без знания о взаимосвязях жить проще и безопаснее, а также тем, что на таком уровне осознания становится ясно, что случайностей нет, а значит, любое действие влечет последствие, и скорее всего правы те, кто считает, что у законов есть законодатель...
И они в первый день пришли ко мне половинным составом, как обычно, а в третий - абсолютно полным. Последние три пары мы слушали полной магистрантской группой! Это удивительное событие никогда ещё не происходило за все полтора года их обучения. Пришли явно слушать, и явно по результатам рассказов тех, кто был с самого начала.

Так вот, ради чего я все это тут пишу. Формулировку интересную мы с группой родили в процессе обсуждения. Эти магистранты учатся по направлению "Системный анализ и управление в организационно-технических системах"

- Так получается, эта теория систем - наш самый профильный предмет?
- Получается, да. Получается, что это и есть ваш основной инструмент.
- Но для применения этого инструмента надо... хм... серьезно выйти за границы парадигмы (это они меня цитировали, я в начале дала им ту самую задачу сверху и пояснила принцип её решения)?
- Но системный аналитик и предназначен для этого выхода! По сути, деятельность хорошего системного аналитика - это поход вокруг парадигмы длиною в жизнь.

Добавляю тег. У меня есть чувство, что я захочу продолжить разговор.

На правах рекламы: если кому интересно, то с 2017 года мы возобновляем прием на обучение системному анализу и в бакалавриат, то есть, после школы. Если есть в семье десятиклассники и младше, желающие совершить поход вокруг парадигмы, направляйте их (или их родителей) ко мне сюда, я скажу куда бежать и что делать. Официальной информации на сайте моего вуза пока нет, потому что там обычно рекламируют только те специальности, которые набираются в будущем году, про нас, получается, информация там появится только после осени 2016. А у меня уже есть :)
А в магистратуру ежели кто хочет - добро пожаловать в любое время, и в следующем году в том числе
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

mama_gremlina
Dec. 6th, 2015 08:17 am (UTC)
Карандашик, а почему ты не сообщаешь, когда оно оттуда вышло? Очень интересно, сколько секунд оно там было и на каком месте, небось на 25-ом?..

И как оно туда попало без единого комментария.

:(

Profile

mama_gremlina
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow