?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Поход вокруг парадигмы

Для начала задача. Одна из многих на эту тему, но, как мне кажется, наиболее наглядно демонстрирующая обсуждаемый далее принцип:



Требуется зачеркнуть все девять объектов четырьмя прямыми линиями, не отрывая карандаша от бумаги (или пальца от экрана). Попробуйте, кто не знает решения, а потом смотрите дальше.



Смысл понятен, правда? Чтобы решить эту задачу, пришлось выйти за её границы. Причем выйти непосредственно, геометрически выйти. Очень хорошая иллюстрация следствия теоремы Гёделя о неполноте. Сама теорема о том, что в любой системе есть утверждение, которое невозможно ни доказать, ни опровергнуть средствами самой системы. А одно из следствий говорит о том, что для решения некоторых (многих, ужасающе многих на самом деле) задач обязательно нужно выйти из системы. За границу парадигмы. Помыслить, так сказать, нестандартно, хотя я не люблю эту формулировку, как по мне - ты либо мыслишь, либо нет, а то, что называют стандартным мышлением, я бы назвала использованием результатов чужого.

Это я все к чему. В четверг я закончила магистрантский курс по теории систем. Три дня по три пары, курс в учебном плане назывался "теория систем - дополнительные главы", но никогда ранее ни у кого из магистрантов никакой теории систем не было, поэтому в эти 18 часов пришлось запихнуть все основы теории систем и утрамбовать пяткой.

Если честно, то если вникать в теорию систем по честному, не на отвяжись, а всерьез, то эта штука посильнее фармакологических расширителей сознания. Я немного вывихнула мозг, и теперь готова поговорить об этом. Ощущения были примерно такие, как когда на первом курсе после шуточного предложения преподавателя представить четырехмерное пространство, я не стала кивать вместе со всеми, мол, невозможно, а попыталась. И за долю секунды до того, как у меня получилось (и я уверена, что у меня обязательно получилось бы), свалилась в проход между партами :) В этот раз обошлось без отказов операционной системы, но ощущения были любопытные. И не то чтобы я раньше не была с ней знакома, просто сдать по ней кандидатский экзамен - это одно, а обобщить и систематизировать её для утрамбовки в 18 часов - совсем другое. Но, впрочем, я отвлеклась.

Так вот, теория систем. Если в нескольких словах для нематематиков, то она о том, что все в реальности взаимосвязано и действует по одинаковым законам. Что является основой для возможности изучать одну область реальности, используя законы другой. Все слышали про аналогию закона Кулона и закона тяготения? Про нейронные сети в интеллектуальных системах? Или хотя бы про трансплантацию органов? Все эти изобретения были сделаны потому, что системы реального мира работают одинаково на некотором уровне детализации. Все. Мозг человека и предприятие по выпуску детских игрушек. Пищеварительная система кита и ядерная электростанция. Можно выбрать уровень и увидеть, как одинаково действуют около двадцати общесистемных законов и принципов во всех системах.

Мы связали фиалку на подоконнике дисплейного класса и начальника одного из слушающих. Мы применили все законы как к объектам исследования магистерских диссертаций, так и в политике, социологии, биологии, физике и семейной жизни

Кто-то взахлеб рассказывал вечером любимым людям о законах теории систем (а потом мне - об их реакции). Кто-то в восторге засыпал нас примерами из разных областей, перебивая преподавателя и говорящего в данный момент коллегу. Кто-то высказался, что теория систем - страшна. Страшна тем, что без знания о взаимосвязях жить проще и безопаснее, а также тем, что на таком уровне осознания становится ясно, что случайностей нет, а значит, любое действие влечет последствие, и скорее всего правы те, кто считает, что у законов есть законодатель...
И они в первый день пришли ко мне половинным составом, как обычно, а в третий - абсолютно полным. Последние три пары мы слушали полной магистрантской группой! Это удивительное событие никогда ещё не происходило за все полтора года их обучения. Пришли явно слушать, и явно по результатам рассказов тех, кто был с самого начала.

Так вот, ради чего я все это тут пишу. Формулировку интересную мы с группой родили в процессе обсуждения. Эти магистранты учатся по направлению "Системный анализ и управление в организационно-технических системах"

- Так получается, эта теория систем - наш самый профильный предмет?
- Получается, да. Получается, что это и есть ваш основной инструмент.
- Но для применения этого инструмента надо... хм... серьезно выйти за границы парадигмы (это они меня цитировали, я в начале дала им ту самую задачу сверху и пояснила принцип её решения)?
- Но системный аналитик и предназначен для этого выхода! По сути, деятельность хорошего системного аналитика - это поход вокруг парадигмы длиною в жизнь.

Добавляю тег. У меня есть чувство, что я захочу продолжить разговор.

На правах рекламы: если кому интересно, то с 2017 года мы возобновляем прием на обучение системному анализу и в бакалавриат, то есть, после школы. Если есть в семье десятиклассники и младше, желающие совершить поход вокруг парадигмы, направляйте их (или их родителей) ко мне сюда, я скажу куда бежать и что делать. Официальной информации на сайте моего вуза пока нет, потому что там обычно рекламируют только те специальности, которые набираются в будущем году, про нас, получается, информация там появится только после осени 2016. А у меня уже есть :)
А в магистратуру ежели кто хочет - добро пожаловать в любое время, и в следующем году в том числе
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

inno4ka78
Dec. 6th, 2015 04:54 pm (UTC)
Круто! Еще раз убедилась, как же узко я мыслю, как зажата рамками... И как бы хотела измениться, и чтобы ребенок другим вырос.. Согласись, все великие изобретатели стали такими, потому что умели мыслить, как эта задача требовала. Как этому научиться?
Я хочу про ТРИЗ поподробнее почитать, даже кое-какие книги уже купила.
mama_gremlina
Dec. 6th, 2015 06:49 pm (UTC)
Именно :)
Научиться - только методом проб и ошибок. Как ребенок учится выходить из зоны комфорта, сначала становясь на коленки, потом - на ножки? Это же и есть выход за края парадигмы. Потом - обучение чтению, когда разнородные символы становятся узнаваемыми словами. Но если мы все это умеем делать, то значит, можем спроецировать те ощущения, те шаги, те действия на все прочие задачи. Просто зажмуриться и представить, вспомнить свое озарение, когда сложилось первое слово, или когда первый раз решился пример с логарифмом, и применить ЭТО к той задаче, которая сейчас перед тобой.

Profile

mama_gremlina
Мама Гремлина, Горыныча и Василисы

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow